Безусловным лидером у россиян является онлайн-платеж банковской картой. Ключевые факторы для россиян при принятии решения о покупке товаров и услуг - наличие удобного способа оплаты (75% опрошенных) и безопасность платежа (56% опрошенных). Факторы, влияющие сильнее, чем скидки или бесплатная доставка. Такие данные приводят Data Insight и компания RBK.money по результатам исследования поведения покупателей при оплате товаров и услуг.

© ComNews
08.07.2020

По данным опроса Data Insight и RBK, только 9% опрошенных ни разу не совершали онлайн-платежи картой в момент оплаты. Второй по популярности способ - оплата наличными. Ею пользуется 77% респондентов. "Использование электронных кошельков наиболее характерно для людей в возрасте 55-64 лет в сравнении с другими возрастными категориями", - сообщается в исследовании. Мобильные платежные системы популярны среди молодежи. Она активно оплачивает таким образом игры и подписки на контент.

Ключевыми факторами для принятия решения о покупке товаров и услуг респонденты назвали наличие удобного способа оплаты (75% опрошенных) и безопасность платежа (56%). Эти факторы влияют на покупателей сильнее, чем скидки и бесплатная доставка.

В исследовании Data Insight и RBK Money приняло участие 1602 человека в возрасте от 18 до 64 лет из нескольких российских регионов. Все респонденты в течение месяца до опроса тем или иным способом оплачивали покупки или услуги.

Коронавирус серьезно стимулировал клиентов перейти к бесконтактной оплате. Многие сети кафе и ресторанов стараются принимать безналичные способы оплаты заказов как в заведениях, так и при доставке. Согласно исследованию Visa, в среднем бесконтактные платежи в Центральной и Восточной Европе, на Среднем Востоке и в Африке выросли на 30%. "Учитывая, что платежная инфраструктура в России достаточно хорошо развита, Россия является крупнейшим в Европе рынком по объему операций через Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay, цены на смартфоны с NFC снижаются, а также вкупе с распространением виртуальных карт платежи при помощи мобильных устройств будут вытеснять карты", - полагает генеральный директор платежного сегмента группы Qiwi Андрей Протопопов.

По данным Qiwi, оборот платежей в пользу игровых компаний в марте этого года увеличился на 44% по сравнению с аналогичным месяцем в 2019 г. "В апреле рост покупок ускорился и составил уже 93% по сравнению с прошлым годом, а в мае рост по сравнению с тем же месяцем в 2019 г. составил 79%. То есть за время самоизоляции россияне потратили на игры на 71% больше, чем за период с марта по май в прошлом году", - рассказал Андрей Протопопов. В последние недели в компании наблюдают рост онлайн-оплат в туристическом сегменте. После снятия ограничений на передвижение и режима самоизоляции рост оборота по путевкам составил 172% в сравнении с результатами начала месяца.

Коммерческий директор "Яндекс.Денег" Оксана Коробкина сообщила, что в "Яндекс.Кассе" среди безналичных способов приема платежей наиболее популярны банковские карты. На них приходится более 70% таких платежей. "Это самый привычный для покупателя вариант, поэтому самый востребованный. На мой взгляд, альтернативные платежные методы сейчас недооценены рынком. Но в будущем мы увидим рост доли онлайн-платежей через Apple Pay и Google Pay", - сказала она.

По мнению председателя совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктора Достова, пандемия радикально не изменит направление развития безналичных платежей, но поспособствует отказу от наличных в целом. "Банковские карты по-прежнему доминируют в розничных платежах, но сама форма карт меняется, и у них появляются новые конкуренты. Кредитные организации постепенно переходят на виртуальные карты в pay-сервисах", - наблюдает Виктор Достов.

Конкурирует с картами и СБП (система быстрых платежей). Спрос на альтернативные методы платежей, убежден представитель АЭД, есть: многие мелкие торговые точки используют переводы по номеру телефона. "Может быть, эту нишу займет СБП. Многое будет зависеть от наличия удобных интерфейсов для продавцов и потребителей", - предположил Виктор Достов. Особенность российского рынка в том, что он весьма диверсифицирован, поэтому приход СБП для него не означает исчезновения других платежных инструментов.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк считает, что популярность терминалов уходит в прошлое. "Электронные кошельки пытаются приспособиться к условиям рынка, но функционал интернет-банков и систем быстрых платежей постоянно расширяется и представляется более надежным", - сказал он. По словам специалиста, предпосылки того, что другие способы оплаты потеснят карты, есть. Почти 31% людей пользуются тремя-четырьмя различными способами оплаты. Мобильные платежные системы и СБП набирают популярность за счет их широкого использования в Санкт-Петербурге и Москве.

Специалисты Data Insight и RBK.money отмечают в исследовании, что для молодежи (18-24 лет) мобильные платежные системы - наиболее характерный способ оплаты. Со временем, говорит представитель "Фридом Финанса", популярность мобильных платежных систем распространится и на другие возрастные группы, также популярной станет и оплата криптовалютой.

Аналитик "Финама" Леонид Делицын говорит, что развитие способов оплаты определяется не столько острым спросом со стороны покупателей, сколько прессингом со стороны технологических производителей. На тенденцию влияет столкновение интересов магазинов, которые хотят снизить комиссии, и платежных сетей, которые стараются эти комиссии удержать. "Если появятся способы платежа, которые позволят магазинам платить меньше комиссий, то магазины их немедленно внедрят, - убежден эксперт "Финама". - Карты умрут, как только придут новые игроки рынка, которые не будут брать с магазинов комиссии за транзакции, а будут зарабатывать как-то иначе - к примеру, на больших данных".

Новости из связанных рубрик