Валерий
Емельянов

аналитик "Фридом Финанс"
© ComNews
06.07.2020

Пандемия COVID-19 вызвала бурный расцвет цифровых отраслей экономики, которые долгое время находились на периферии прогресса. В их числе - футуристичные инновации, создающие умные города. Решения, которые они предлагают, оказались настолько полезны в борьбе с коронавирусом, что теперь власти планируют потратить на городские ноу-хау сотни миллиардов долларов.

Если охватить все IT-сегменты, которые относят к кластеру smart-city, то глобально этот рынок уже сейчас приближается к отметке $700 млрд. Самые крупные отрасли по объему инвестиций, направленных на цифровизацию городов, это дороги и транспорт (27%), электроэнергетика (20%), здания (16%), прочая наземная инфраструктура (18%). Есть еще три малых сегмента: здравоохранение, правительственные онлайн-сервисы и уличная безопасность. Это примерно 140 млрд, или чуть больше трети всего рынка smart-city.

До эпидемии коронавируса большинство прогнозов сводилось к тому, что будущее городов - за зеленой энергетикой и экологически чистым транспортом. Ожидалось, что к 2025 году только эти два сегмента сформируют единый рынок объемом около полумиллиарда долларов. Это вдвое больше, чем будет стоить умная медицина, госуслуги и уличные смарт-камеры вместе взятые. Но теперь становится все более очевидно, что COVID-19 сместил фокус в несколько другую сторону. Умные города сейчас - это больше про технологии слежения, сканеры температуры и беспилотную доставку.

Если ранее на разработку городских приложений, например для записи проездного на телефон или оплаты парковки, уходили годы, то этой весной всего за несколько недель с нуля и независимо друг от друга были созданы и рассеяны по миру несколько уникальных технологий для трекинга людей, больных коронавирусом. В Китае был применен некий до сих пор засекреченный алгоритм сбора данных с телефонов жителей страны. И он неплохо сработал: число заражений COVID-19 в КНР так и осталось на уровне чуть выше Катара - при населении в 500 раз больше.

В малых государствах Азии, куда вирус перекинулся зимой вслед за Китаем, умные сети проявили себя еще лучше. В Сингапуре власти создали приложение TraceTogether. Оно посредством Bluetooth оперативно вычисляло горожан, которые контактировали с больными и кого затем отправляли на карантин. Добровольно-принудительно к этой "соцсети для устройств" были подключены гаджеты почти половины жителей Сингапура. В итоге уже к середине весны один из самых густонаселенных мегаполисов мира полностью избавился от очагов заражения COVID-19. Что любопытно: с уходом эпидемии приложение не было отключено. Теперь власти изучают возможность борьбы с преступностью в городе с помощью коллективного трекинга.

Параллельно с подобными инициативами, которые ранее жестко блокировали правозащитники и международные организации, из ИT-лабораторий по всему миру начали доставать все прочие smart-наработки, накопившиеся за многие годы. Умные камеры, изначально задуманные для поиска пропавших людей, теперь еще и следят за здоровьем горожан: есть примеры, когда видеороботы вызывали скорую помощь для людей, попавших в аварию или упавших в обморок.

Той же цели теперь служат тепловизоры: они меряют температуру всем посетителям подряд и просто не пускают через турникет заболевших. Не только COVID-19, а вообще всех людей при любых признаках инфекции. Предполагается, что этот же комплекс датчиков можно будет использовать для перехвата преступников. И вероятно, это самая интересная для властей отрасль smart-city. Уже через пять лет рынок городских камер, распознающих лица, может превысить $100 млрд.

Еще одна сфера, которая в связи с пандемией переживает серьезную трансформацию, это доставка товаров. На волне популярности бесконтактных покупок в Японии, Южной Корее, США и Британии появились сервисы, где курьерами выступают роботы. Чаще всего это миниатюрные электромобили, оборудованные GPS. Но у некоторых компаний это целый флот летающих грузовых коптеров. В отдельных местах пробуют внедрять шагающих четырехногих роботов. Спрос на такие способы доставки остался даже после ухода эпидемии. Это совершенно новая, но потенциально огромная отрасль, которая последние пару лет росла темпами около 50% в год, а сегодня готова увеличиться в разы всего за два-три месяца.

Похоже, что после COVID-19 сильный толчок получит и городской транспорт. Там, где раньше властям не удавалось пересадить людей с автомобилей и автобусов на велосипеды, теперь они это успешно делают из соображений гигиены. По такому пути идет Милан и другие крупные города Италии. И что еще важнее - США, где традиционная автомобильная культура отступает под нажимом "индивидуальной" техники - электро- и гироскутеров, а также самокатов. Спрос на них настолько велик, что Uber в недавнем отчете сообщил о намерении расширить прокат городских малых форм транспорта, чтобы компенсировать провал в сегменте обычного такси. Это тоже часть технологической линейки smart-city, которая в перспективе может стать элементом единой системы проезда по городу.

Еще более очевидное влияние пандемия оказала на smart-медицину. Все, что касается электронных сервисов здравоохранения и обслуживания пациентов на дому, получило сильнейший толчок. И они тоже в перспективе станут частью непрерывной умной городской среды. Пока нет даже примерных оценок, как сильно поднимется в этом году смарт-медицина и как в нее впишутся классические государственные поликлиники. Но прообразы будущих инноваций уже есть. Например, в США этой весной началось внедрение единой электронной карты, в которой собраны все посещения врачей каждого пациента за всю его жизнь.

Большой глобальный тренд на цифровизацию городов неизбежно приведет к росту стоимости компаний, которые поставляют такие инновации. Сейчас в лидерах индустрии smart-city находятся крупные публичные компании - AT&T, Cisco, IBM, Intel, Microsoft, General Electric, Ericsson. К ним уже сейчас можно добавить ИT-компании, на чьей инфраструктуре будут работать новые городские технологии. Это производители облачных серверов, разработчики искусственного интеллекта и провайдеры сетей 5G.

Не исключено, что само понятие "умный город" вскоре исчезнет - это будет неотъемлемая часть городской инфраструктуры, за доступ к которой будут бороться целые государства.