По итогам 2019 г. сегмент онлайн-аптек вырос более чем на 90% как в заказах, так и в онлайн-продажах (по сравнению с 2018 г.). В 2019 г. объем рынка составил 86,3 млрд руб. при 51,6 млн оформленных заказов. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2020. г рост продаж составит не менее 200%, а средний чек вырастет минимум на 50%.
© ComNews
05.06.2020

Data Insight при поддержке IQVIA выпустило исследование "Рынок интернет-аптек". В исследовании рассматривается сегмент онлайн-аптек, то есть интернет-магазинов, специализирующихся в первую очередь на продаже лекарственных средств.

Исследователи отметили, что сегмент онлайн-аптек стремительно развивается: в 2019 г. он вырос более чем на 90% по сравнению с 2018 г. и составил 86,3 млрд руб. при 51,6 млн оформленных заказов. За 2019 г. интернет-магазины оформили на 98% больше заказов, чем за 2018 г. Средний чек по заказам составил 1670 руб.

Согласно данным, предоставленным компанией IQVIA, российский розничный рынок вырос на 5,1% в деньгах, но сократился на 1% в упаковках. Конверсия ePharma является наибольшей среди остальных сегментов рынка и достигает 21,7% - выше чем в сегменте интернет-магазинов продуктов. Из онлайн-аптек, входящих в топ-1000 интернет-магазинов, 50% зарегистрированы в регионах России, не относящихся к Москве, Санкт-Петербургу и соответствующим областям. Более чем у половины интернет-аптек есть мобильные приложения в AppStore, и свыше 60% имеют приложения в Google Play.

В исследовании сказано, что доля интернет-магазинов на рынке eCommerce составила 12% по количеству заказов. В сегменте интернет-аптек конверсия составляет 21,7%, и является наибольшей среди других сегментов eCommerce. Доля mobile в трафике составила 60%.

По данным исследования, сервис Apteka.ru является лидером по объему онлайн-продаж, на его долю приходится 40% онлайн-продаж всего сегмента. На втором месте - Apteka-ot-sklada.ru, на третьем Eapteka.ru.

Партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников сказал, что главное изменение на рынке - это легализация доставки на дом. Однако, отметил он, первые разрешения были выданы только на прошлой неделе, уже после пика "самоизоляции", то есть уже когда потребность в заказе лекарств пошла на спад. "В "мирное" же время доставка на дом - это скорее премиальный сервис для тех, кто готов доплачивать из-за невозможности или нежелания самому идти в аптеку. Такой премиальный сервис тоже будет востребован - но потенциал этого сегмента в перспективе нынешнего и даже пары следующих лет несопоставим с уже набранными объемами сегмента "самовывоза", - прокомментировал Борис Овчинников. - Не думаю, что расстановка сил по игрокам отрасли существенно изменится в этом году: принятые правила дистанционной торговли не благоприятствуют новичкам на фармрынке - например, универсальным интернет-магазинам, - да и покупатели достаточно консервативны в выборе мест онлайн-заказа".

Партнер и директор компании "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов отметил, что исследование наглядно показывает, что в стране активно развивается сектор онлайн-продаж, причем не только в категории продуктов питания, доставки готовых блюд, промышленных товаров, но и лекарств. "Это быстро, удобно, это оптимальный вариант для людей, находящихся в самоизоляции, или для тех, кто не может выйти из дома по разным причинам. При этом интернет-магазины устанавливают более низкую наценку на лекарства, так как у них нет в затратах арендных платежей. Популярность этого канала растет, а пандемия станет поводом для взрывного роста сегмента в текущем году. Динамика онлайн-продаж лекарств за два года очевидна. Если в 2018 г. было продано товаров на 41 млрд руб., то в 2019 г. - на 86,3 млрд руб. (рост более 50%). Количество заказов выросло в два раза в прошлом году по сравнению с 2018 г. Средний чек за прошлый год вырос незначительно - 1670 руб. (в 2018 г. он составлял 1640 руб.). Но в офлайне средний чек несравнимо ниже - 380-400 руб. Спрос у потребителей постепенно смещается в сторону онлайн-каналов, что нельзя игнорировать. Можно прогнозировать, что по итогам текущего года рост продаж составит не менее 200%, вырастет и средний чек - минимум на 50%, - увеличится число SKU в интернет-аптеках и на маркетплейсах. Бурному развитию продаж медпрепаратов в интернете будет способствовать принятый законопроект о продаже безрецептурных лекарств дистанционно, которым уже воспользовалось более 20 аптечных сетей", - рассказал Павел Мясоедов корреспонденту ComNews.

Новости из связанных рубрик