Евгений
Абакумов

директор департамента информационных технологий госкорпорации "Росатом"
© ComNews
04.06.2020

Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для предприятий всех отраслей экономики, которые столкнулись с новыми, в том числе неизвестными прежде вызовами. Но речь идет не только о проблемах. События последних месяцев стали еще и полномасштабной проверкой компаний на "цифровую зрелость", что позволяет сделать необходимые выводы и уточнить актуальные задачи в сфере применения информационных технологий.

О пользе "черных лебедей"

Одна из тенденций, которую мы фиксируем в работе ИТ-блока "Росатома", - значительное ускорение темпов реализации целого ряда проектов и инициатив. То, что первоначально планировалось сделать в горизонте конца года или даже двух лет, удалось реализовать буквально за два месяца. И прежде всего речь идет о переводе на дистанционный режим работы тысяч офисных сотрудников корпорации.

В условиях жестких временных ограничений этот процесс оказался очень непростым и потребовал максимального напряжения сил со стороны наших специалистов. В том числе тех, кто обеспечивает стабильное функционирование базовых ИТ-инфраструктур и сервисов. Тем не менее переход на удаленку, причем в весьма значительных масштабах, состоялся. А ведь еще несколько лет назад такой сценарий вряд ли мог восприниматься в качестве практически реализуемого! Да, предстоит еще многое улучшить и оптимизировать. Тем не менее полученный опыт отныне уже просто невозможно сбрасывать со счетов.

Сегодня много говорится о том, что мир вступает в "новую реальность". Однако с точки зрения цифровизации пандемия может восприниматься не только как событие типа "чёрный лебедь", но и как стимул, заставляющий быстрее двигаться вперед. В частности, это серьезный повод задуматься об изменении нормативной базы, определяющей доступность электронных средств взаимодействия не только в области предоставления государственных услуг, но и в сфере отношений между работниками с работодателями. В этом смысле высокой оценки заслуживает активность Минпромторга, Министерства цифрового развития и других ведомств в решении вопросов, которые прежде мы могли обсуждать месяцами и годами.

Еще один важный результат первых месяцев антикризисных усилий - актуализация приоритетов инвестиций в информационные технологии. В качестве основных направлений внутренней цифровизации мы рассматриваем развитие базовой инфраструктуры, реализацию проектов по организации дистанционного взаимодействия и удаленной работы, а также развитие ИТ-сервисов, обеспечивающих эффективные контуры управления в изменившихся условиях. Пока трудно сделать прогноз о том, как долго всем нам придется существовать в формате удаленного взаимодействия (который, кстати говоря, и прежде довольно активно применялся во всем мире, пусть и не в таких масштабах). Но в любом случае очевидно, что организационные преобразования, которые уже произошли и продолжают происходить в работе госкорпорации, можно и нужно учитывать в будущем.

Разумеется, деятельность в условиях кризиса, вызванного коронавирусом, требует некоторой балансировки текущей работы в сфере ИТ. Это касается, в частности, изучения новых технологий. Приоритет таких задач несколько снизился, в том числе из-за высокой нагрузки, которая легла на ИТ-специалистов "Росатома" в связи с организацией дистанционных контуров работы и управления. Но мы не сворачиваем эту работу и намерены ее продолжать.

О фабриках без людей

В профессиональном сообществе активно обсуждаются вопросы, связанные с перспективами более широкого внедрения принципов удаленного управления индустриальными объектами. Одним из ярких примеров "безлюдного производства" может служить сернокислотный завод в Забайкальском крае, обслуживающий потребности Уранового холдинга "АРМЗ" (входит в горнорудный дивизион госкорпорации "Росатом"). Это высокотехнологичное предприятие, на котором действительно практически "нет людей". И для атомной отрасли это далеко не единичный случай.

"Безлюдные" решения в России, как и во всем мире, все шире используются на опасных производствах. Прежде всего при реализации процессов, непосредственное участие в которых человека практически невозможно. Однако их практическое применение требует учета множества нюансов, связанных с обеспечением технологической безопасности таких объектов в широком смысле слова. Исторически "Росатом" обладает уникальными компетенциями в сфере промышленной автоматизации. Причем сегодня этот опыт используется не только внутри нашей отрасли, но и доступен коллегам из других индустрий.

О программном обеспечении, импортозамещении и сотрудничестве

Еще одна тема, привлекающая внимание специалистов в сфере информационных технологий на фоне кризиса, - возможные изменения подходов российских промышленных предприятий к применению отечественного и зарубежного программного обеспечения. Недавно я принимал участие в сессии "Промышленные IT: этот безумный мир возможностей" на площадке INNOPROM ONLINE, где в том числе обсуждалась целесообразность своего рода "водяного перемирия". Например, в форме смягчения мер, направленных на импортозамещение программного обеспечения.

"Росатом" - государственная корпорация. И мы хорошо понимаем свою ответственность за развитие рынка российских ИТ-решений. Не случайно важнейшими направлениями реализации Единой цифровой стратегии "Росатома" являются участие госкорпорации в цифровизации Российской Федерации, создание и вывод на рынок собственных цифровых продуктов, а также внутренняя цифровизация атомной отрасли.

С другой стороны, "Росатом" - глобальная технологическая корпорация, которая строит ядерные объекты по всему миру. А значит, мы просто не можем не принимать во внимание зарубежные технологии и ИТ-решения, которые востребованы нашими заказчиками в других странах или могут быть задействованы для демонстрации качества мегапродуктов "Росатома" - таких как атомные электростанции или центры ядерной науки и технологий.

Известный американский физик-ядерщик, бывший директор Лос-Аламосской лаборатории Зигфрид Хеккер написал книгу "Doomed to Cooperate" - "Обреченные на сотрудничество". На мой взгляд, эффективный баланс в сфере программного обеспечения также может быть достигнут с опорой на принцип win-win. Мы стремимся использовать лучшие из доступных на рынке решения и уверенно движемся по пути импортозамещения. Но при этом остаемся открытыми для взаимовыгодного взаимодействия со всеми участниками рынка.