Ситуация с COVID-19 наглядно показала, что для асимметричных сетей интернет-доступа почти не осталось места. Необходимость удаленной работы и обучения приводят к генерации пользователями большого объема контента и, как следствие, требованию пропускных способностей в обратном канале не менее, чем в прямом. 
© ComNews
29.05.2020

Об этом вчера, 28 мая, на проведенной ComNews онлайн-конференции TransNet Digital рассказал заместитель генерального директора ООО "Т8" Константин Марченко.

По его словам, пандемия SARS-CoV-2 продемонстрировала, что общество оказалось куда более готово к цифровизации, нежели операторы связи, для которых наступила ситуация стресс-теста. Константин Марченко оценил текущую удовлетворенность общества связью на три с плюсом, или четыре с минусом. "Некоторые сегменты услуг не выдержали никакой критики, и операторам следует задуматься. Сегмент B2C предъявил жесткие требования к симметричности канала и задержке. При этом доказывать оператору минимизацию этого параметра сложно. Общество продемонстрировало необходимость симметричного канала. Хорошо, когда операторы заявляют о готовности мощностей, но в отсутствии реально работающего канала никакая реклама не удовлетворит потребности абонента. Некоторые компании, например "Ростелеком" и "Коммуникации для инноваций" (КДИ, торговая марка Inoventica - прим. ComNews), сделали у нас массовый упредительный заказ, и теперь удовлетворили потребность на своих сетях. Те, кто пришел с опозданием, получат, что просят, но надо было сделать это вчера", - рассказал Константин Марченко.

Впрочем, он подчеркнул, что операторы не виноваты. Константин Марченко отметил, что запас пропускной способности канала должен рассчитываться по-другому, поскольку критическая ситуация (любая) может повториться. Он пояснил, что никто не мешает формировать каналы с многоразовым превышением емкости - ведь это дешево. "Мы должны выстроить с операторами диалог по-другому", - добавил Константин Марченко.

Ответ за операторов "большой четверки" держала Ольга Макарова, директор департамента интернет и канальных ресурсов блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра ПАО "Мобильные ТелеСистемы". Она сказала, что на фиксированной сети действуют в основном симметричные каналы, за исключением удаленных труднодоступных районов, что составляет около 4% абонентов. Ольга Макарова отметила, что появился новый класс пользователя - стримеры, которым нужен трафик. "Мы сталкиваемся с жалобами, а когда просим предоставить данные, редко их получаем. Нельзя огульно операторов обвинять в том, что они хотят только доить абонентов. Для того чтобы им помочь, выявить узкое место, оператору нужна помощь от абонента. Это может быть проблема на сети или на ресурсе, который не справляется с наплывом абонентов. Почему виноват всегда оператор? Зачем делать большие емкости, чтобы они потом стояли? Надо развиваться и строиться только в соответствии с потребностями", - сказала Ольга Макарова.

Руководитель по стратегическому развитию передачи данных ПАО "ВымпелКом" Константин Колесов сказал, что у связистов готовность должна быть всегда одна - полная. "Да, емкость про запас - неприбыльная. Резервирование и модернизация помогли операторам, и они справились с испытанием трафиком", - прокомментировал он.

Ольга Макарова рассказала, что вопрос упирается в расширение стыков с партнерами, и привела пример: "Две недели назад мы неожиданно увидели на стыках между партнерами рост трафика в 10%. Оказалось, что началась бесплатная раздача серии игр. Они положили свой магазин, потом сеть CDN, через которую осуществляли раздачу, потом сети операторов, потом это перераспределилось на международную точку обмена трафиком (IX). Тут все упиралось даже не в нашу магистральную сеть, а в сети раздачи, которые были на стороне наших партнеров, наиболее крупных провайдеров. Интернет - это связанная экосистема, надо всем участникам процесса думать о балансе", - считает Ольга Макарова.

Константин Марченко ответил ей, что ситуация не столь исчезающе мала, как считает оператор. "Я имею на руках результат измерений, он фиксирует, что в данной точке все плохо, звоню в колл-центр мобильному оператору, мне говорят, что проблема в телефоне. Есть примеры за последние месяцы в населенных пунктах численностью 1,5-10 тыс. человек. С точки зрения оператора, у них все хорошо, с точки зрения пользователя - все плохо. Статистика и по операторам, и по абонентам разнится. Это две разные планеты", - парировал он.

Константин Марченко сказал корреспонденту ComNews, что не может разделить, к огромному сожалению, точку зрения Ольги Макаровой. По его данным, в сегменте фиксированной связи в Петербурге несимметричный канал связи имеют до 18% абонентов. "Согласитесь, что пропорции несколько отличаются от данных, объявленных Ольгой Макаровой. И это только по фиксированным сервисам. А у мобильных операторов дела обстоят ещё хуже", - прокомментировал он.

Мобильные операторы придерживаются другой точки зрения.

Представитель пресс-службы Tele2 сказал корреспонденту ComNews: "Мы считаем, что в текущей модели трафика доминируют downlink-каналы: потребность клиентов в скоростях при загрузке контента в разы выше, чем при отправке. Поэтому асимметрия каналов является запросом на потребности абонентов. Правда, по мере того как растет желание клиентов делиться видеоконтентом, вести онлайн-трансляции, будет увеличиваться их потребность в uplink-скоростях. Мы анализируем трафик и готовы гибко адаптировать конфигурацию сети к меняющимся интересам клиентов".

В МТС признали, что трафик на uplink растет, но оператор пока не видит проблем со стороны абонентов по отправке видеотрафика. "Действительно, спрос на трафик uplink постепенно растет, и мы заблаговременно предпринимаем все необходимые меры для того, чтобы пользователи могли комфортно делиться, например, видеоконтентом в онлайн-формате", - сказал представитель пресс-службы оператора Алексей Меркутов.

Руководитель пресс-службы "ВымпелКома" Анна Айбашева отметила, что в "Билайне" действует специальная программа по расширению емкости сети и повышению ее надежности.

Константин Колесов отметил, что оператор посмотрит на показатели суммарного трафика и будет наращивать емкости. "Мы видим неравномерный рост по типам сервисов и будем проводить расширение там, где это нужно", - добавил руководитель по стратегическому развитию передачи данных ПАО "ВымпелКом".

В ПАО "МегаФон" корреспонденту ComNews ответа не дали.

У "Ростелекома", как представителя фиксированной связи, 99% каналов симметричные. Об этом сказал представитель пресс-службы оператора. "Количество абонентов ШПД на меди все последние годы динамично снижается. Все переходят на оптику: у нас технический охват оптическими сетями доступа - около 35 млн домохозяйств", - добавили в пресс-службе оператора.

Противоположным примером, когда в фиксированной сети используется асимметричный канал, является технология Docsis, которую использует "Акадо".

Пресс-служба "Акадо Телеком" сообщила корреспонденту ComNews, что анализ трафика в сети "Акадо" показывает, что пользователь скачивает информацию из интернета (то есть использует прямой канал передачи данных), активнее, чем выгружает информацию в Сеть. "Эта тенденция прослеживалась и в период пандемии, когда абоненты массово переходили на удаленный режим работы или вынужденно коротали время в интернете. Если же возникнет необходимость расширения "трубы" в обратном направлении, то у нас есть все возможности для модернизации сети в целях повышения ее пропускной способности. Отметим, что модернизацию всех сегментов сети мы проводим регулярно. Это дает нам возможность обеспечивать пропуск трафика даже в условиях повышенной нагрузки и гарантировать качество и надежность услуг", - прокомментировала пресс-служба "Акадо".

Кроме каналов мобильных операторов и некоторых фиксированных, асимметрично большинство спутниковых каналов. Представители спутниковой связи видят только одну помеху в организации симметричного канала "на спутнике" - удорожание абонентской платы. Учитывая, что она и так дорожке наземной, этот фактор может оказаться существенным.

Заместитель генерального директора АО "Сатис-ТЛ-94" Игорь Ильинчик сказал корреспонденту ComNews, что в последнее время "Сатис-ТЛ-94" фиксирует изменение пропорции в передаче трафика абонентов в сторону увеличения исходящего трафика. "Если пять-шесть лет назад нормальным было соотношение 20%/80%, то сейчас уже 30%/70%, а порой и 35%/65%. Эта тенденция касается сегмента В2С. Люди активнее делятся в соцсетях своими фотографиями, делают "перепосты" фото и видео, используют видеомессенджеры для общения. Особенности спутниковой связи таковы, что стоимость передаваемого трафика "от" абонента всегда существенно выше, чем скачиваемый трафик. И факт изменения пропорции приходится учитывать при анализе тарифных планов. Вышесказанное справедливо для технологии VSAT. Для секторов В2В и В2G процесс "цифровизации" также меняет ситуацию: с увеличением доли ВКС (видеоконференцсвязь) и централизацией ИT-инфраструктуры у бизнеса и госзаказчиков растут объёмы исходящего от абонентов трафика. Для выделенных каналов по технологии SCPC увеличение исходящего трафика не сильно влияет на экономику - симметричность, по сути, нужна лишь для ВКС и клиентов - сотовых операторов для передачи голоса", - прокомментировал Игорь Ильинчик.

Акционер оператора спутниковой связи "КА-Интернет" Сергей Пехтерев отметил, что потребность в симметричных каналах может быть связана с расширением использования видеоконференций, в которых трафик симметричен, в отличие от интернет-серфинга или просмотра видеоклипов/фильмов, где коэффициент асимметрии составляет от 4 до 8 (то есть на каждый байт, отправленный пользователем в Сеть, он получает 4 -8 байтов информации из интернета). "Сейчас большинство спутниковых каналов асимметричны и полностью отражают профиль трафика абонентов. Если профиль трафика абонентов будет меняться и коэффициент асимметрии снижаться, операторам потребуется дополнительная полоса на спутнике. Сейчас это, насколько я знаю, не является нигде проблемой, тем более нет речи о потребности в сотни мегагерц. Единственным печальным для операторов фактом является то, что в большинстве случаев 1 Герц прямого канала, по которому трафик идет из интернета к абоненту, позволяет передать 2-3 бита информации, а вот 1 Герц обратного канала, по которому идут запросы от абонента в интернет, - только 1 бит информации. Поэтому себестоимость передачи 1 байта трафика в симметричном канале, как правило, выше, чем в асимметричном на 20-30%", - рассказал Сергей Пехтерев.

В "РТКомм" не видят серьезного увеличения пользовательского трафика. "Все наши клиенты продолжают получать стабильный качественный сервис на заявленных скоростях", - прокомментировали в пресс-службе.

ComNews поинтересовался у вендоров, как нужно операторам перестраивать оборудование в случае потребности расширения емкости обратного канала? Генеральный директор ООО "Истар" Павел Баканов ответил, что оборудование, производимое "Истар", является универсальным. "То есть универсально изменение его функционала: для того чтобы сделать из абонентского маршрутизатора сети "звезда", маршрутизатор, предназначенный для организации симметричного спутникового канала "точка-точка", достаточно лишь активировать соответствующую программную опцию в имеющемся оборудовании", - пояснил он.

В Huawei на запрос ComNews не ответили.

Новости из связанных рубрик