Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
12.05.2020

Вчера президент РФ Владимир Путин объявил, что с 12 мая завершился период нерабочих дней. Это означает постепенное начало выхода страны из состояния самоизоляции. Повезло, однако, не всем. Как минимум, в Москве и Московской области, а также в Петербурге режим самоизоляции продлен. Кроме того, вступили в силу новые нормы - так называемый масочный режим. И здесь властям могут пригодиться достижения ИКТ-сектора для контроля исполнения, а также для наказания.

Период нерабочих дней завершился, однако это не означает снятия карантинных мер. Поскольку в период кризиса центральная власть дала местным руководителям некоторую свободу в принятии решений "в зависимости от текущей эпидемиологической ситуации", власти Москвы и области, а также Петербурга продлили режим самоизоляции до начала лета и, кроме того, ввели "масочный режим". Теперь в ряде общественных мест гражданам необходимо обязательное ношение респираторов или масок, закрывающих рот и нос, и перчаток. В столице надевать средства индивидуальной защиты органов дыхания и перчатки предписано при пользовании любым транспортом общего пользования - метро, автобусами, троллейбусами и трамваями; легковым такси; грузопассажирским такси; а также при посещении объектов торговли, которым разрешено продолжать работу, несмотря на ограничения, введенные для борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19.

В Петербурге же формулировка более расплывчата: "обязать граждан использовать в общественных местах, в том числе в объектах розничной торговли, общественном транспорте, включая такси, средства индивидуальной защиты".

Так или иначе, носить маски и перчатки в двух столицах теперь обязательно. Обязателен, конечно же, и штраф за нарушение (4-5 тысяч рублей в Москве). А самое главное - такие средства защиты гражданам местные власти в массовом порядке, судя по всему, предоставлять бесплатно не планируют. Но (так и быть) готовы продавать "наборы для передвижения по городу" через, например, вендинговые автоматы, установленные в метро.

Действенность принятого решения и эффективность "масочного режима" покажет только практика. Хотя столице, с высокой долей вероятности, грозит повторение транспортного коллапса, который наступил в середине апреля после введения электронных пропусков. Тогда, из-за устроенных проверок этих самых пропусков, сотни москвичей застряли в очередях на входах в метро и на станциях. Они стояли близко друг к другу, потому что просто не могли соблюдать рекомендованную дистанцию в полтора-два метра. Многие были без масок. Некоторые ждали так по 30-40 минут. Часть очередей начинались на улицах. Не исключено, что с такой же ситуацией мы столкнемся и в Петербурге.

Вопросов в связи с "масочным режимом" возникает масса. Например, в чью светлую голову пришла здравая мысль, что сидящим на самоизоляции гражданам неплохо бы увеличить расходы за счет приобретения масочно-перчаточных комплектов (это ведь недорого. Чиновники, полагаю, таких мелких купюр не видели уже очень давно)? Есть и совсем уж абстрактные вопросы о том, что по чистому совпадению многие наши предприятия, срочно перешедшие на пошив масок "для нужд страны", получают удачно образовавшиеся рынки сбыта.

Однако о том, кто из поставщиков ИСЗ хорошо заработает на продажах в метро, думать не следует, поскольку главная цель - забота о здоровье граждан. А это возможно обеспечить, только если принятый "масочный режим" будет исполняться неукоснительно.

И здесь властям могут пригодиться достижения ИКТ-сектора для контроля исполнения, а также для наказания. Можно в массовом порядке (например, в метро) установить программно-аппаратные комплексы, которые бы сочетали системы видеонаблюдения и распознавания лиц. Такие ПАК могли бы в автоматическом режиме определять тех, кто не носит масок. Далее информацию о таких нарушителях можно было бы синхронизировать с данными все тех же цифровых пропусков, которые уже введены в столице. В итоге можно в автоматическом режиме рассылать уведомления о штрафах нарушителям, как это делает сейчас ГИБДД, например.

Выгода от автоматизации процесса также видится и в том, что эти условные ПАК местные власти, конечно, закупят у отечественных поставщиков, а интегрировать их будут отечественные же специалисты. Импортозамещение налицо. В общем, одни сплошные плюсы.

Ну а мы, сознательные граждане, конечно подстроимся, закупимся, подтянемся. Ведь это же о здоровье граждан. Если надо, мы готовы, как персонаж оперетты Имре Кальмана, "всегда быть в маске".