Финансовый сегмент приложений стал третьим по популярности в России после игр и онлайн-покупок. Об этом сообщает компания AppsFlyer. По итогам прошлого года 43% всех установок составили приложения традиционных банков. Участники рынка и аналитики отмечают, что росту использования мобильного банкинга в этом году способствовало введение режима самоизоляции.


© ComNews
29.04.2020

Основная причина популярности традиционных банковских приложений в России - безналичная форма оплаты труда и начисления финансовых выплат. Рост числа установок в сегменте в основном происходит органически. На высоком уровне остается удержание клиентов, причем лидерами в этом случае стали платформа iOS и сегменты финансовых приложений и микрокредитования. У пользователей Android этот показатель почти в три раза ниже.

По информации AppsFlyer, в прошлом году до 60% установок приложений для микрокредитования в России - неорганические, а уровень мошенничества с установками в стране в 43% случаев превышает 30%. Основной фокус мошенников на российском рынке в прошлом году сместился на постустановочный период. Причиной такого поведения стало активное развитие систем отслеживания и предотвращения мошенничества в реальном времени. Главными инструментами преступников остаются боты - более 70% в начале 2019 г. и более 50% в конце года, - а также клик-флудинг и подделка операций в приложениях. Минимальный уровень такого мошенничества выявлен в секторе финансовых услуг (4% от общего количества установок), а максимальный - в ПО традиционных банков (33%).

К финтех-приложениям AppsFlyer относит несколько категорий ПО: приложения цифровых банков без физических отделений, приложения традиционных банковских учреждений, приложения для оказания финансовых услуг, приложения для микрокредитования и управления инвестициями. По данным компании, всего за прошлый год российские пользователи установили 260 млн раз 1,1 тыс. различных финтех-приложений.

В период пандемии активность клиентов в цифровых каналах значительно выросла у ВТБ. Количество сессий в приложении банка за март выросло на треть по сравнению с предыдущим месяцем. Доля дистанционных расчетных операций среди малого и среднего бизнесов приближается к 100%. Более 99% операций по брокерскому бизнесу совершаются в онлайн-каналах. В ВТБ ожидают роста практически всех направлений онлайн-банкинга - переводов, платежей, инвестиций и т.п. "Наша стратегическая задача - перевод 100% продуктов для физлиц в онлайн-каналы к 2022 г.", - сообщил представитель пресс-службы "ВТБ".

Управляющий директор "Цифрового корпоративного банка" Сбербанка Анна Лоевская говорит, что активность в приложении "Сбербанк Бизнес Онлайн" с введением режима самоизоляции снизилась. "Этот же тренд находит отражение в ежедневной активности пользователей онлайн. Судя по нашим метрикам и исследованиям, в целом по рынку наблюдается снижение активности в приложениях для корпоративного банкинга", - сказала эксперт. По ее словам, в этом году среди клиентов особенно будут востребованы услуги онлайн-кредитования: заявки на получение, изменение условий, целевое кредитование.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк считает, что наибольшей популярностью в ситуации пандемии будут пользоваться опции обмена валюты по биржевому курсу, приобретения инвестиционных инструментов в иностранной валюте.

"К ним могут относиться БПИФы, ETF, структурные ноты", - уточнил аналитик. Трендом последнего времени стало широкое использование чат-ботов в финансовых приложениях. Наиболее крупные банки и инвестиционные компании - ВТБ, Сбербанк, "Тинькофф" - вкладывают значительные средства в развитие искусственного интеллекта чат-ботов. "Считаем это направление наиболее перспективным, так как оно позволит повысить интерактивное взаимодействие клиента с банком", - отметил Евгений Миронюк. По его наблюдениям, нишевым и актуальным сервисом, резко набравшим популярность при карантине, стали приложения для NFS-платежей: Apple Pay, Android Pay, Visa PayWave, "Квадратный кошелек" и др.

Аналитик "Финама" Леонид Делицын говорит, что коронавирус ускорил внедрение многих финансовых приложений, в первую очередь платежных, однако он же обострил и ситуацию с их безопасностью. По прогнозам эксперта, доля финансовых приложений среди всех установок в этом году вырастет до 6-7%. Количество приложений вырастет до 1300-1400, а количество установок - до 400-450 млн. "Вероятно, в этом году изменения в банковских сервисах будут сопоставимы с эволюцией за пять-семь лет", - полагает аналитик.

По мировым прогнозам специалистов AppsFlyer, на рынке финансовых и банковских приложений в этом году вырастет популярность приложений для безналичных платежей и снизится активность пользователей. Кроме того, эксперты ожидают увеличение количества установок приложений для микрокредитования, как среди населения, так и среди малого бизнеса в странах с невысоким уровнем безработицы, а также рост интереса к инвестиционным проектам из-за общей рыночной волатильности рынка и активное использование мобильных приложений банков в связи с закрытием отделений.

Новости из связанных рубрик