Федеральное агентство связи (Россвязь) объявило конкурс на разработку научно-исследовательской работы (НИР) по созданию отечественных абонентских терминалов для группировки космических аппаратов (КА) на высокоэллиптических орбитах в Ku-диапазоне. Российские наработки уже есть, но, как отмечают в отрасли, вопрос физической реализации заключается в финансировании.
© ComNews
16.04.2020

Информацию о конкурсе Россвязь разместила на сайте госзакупок. Начальная (максимальная) цена контракта на разработку НИР составляет 300 млн руб. Россвязь будет вести сбор предложений до 14 мая.

Научно-исследовательская работа предполагает разработку и экспериментальное обоснование создания отечественных абонентских терминалов спутниковой системы связи на основе группировки космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах в Ku-диапазоне.

Результатом выполнения НИР должно стать определение основных типов абонентских терминалов и технических требований к ним, оценка возможности работы абонентских терминалов в условиях Крайнего Севера и верхних широт, а также анализ потребности в абонентском оборудовании. "Будут сформулированы и обоснованы требования к центральным земным станциям и системе управления сетью, разработаны предложения по созданию необходимой отечественной компонентной базы для серийного производства абонентских терминалов и разработана эскизная документация на экспериментальные образцы абонентских терминалов", - уточнили в пресс-службе Россвязи.

Необходимость проведения такой работы Россвязь объясняет тем, что на текущий момент все спутниковые абонентские терминалы производятся за рубежом. "С учетом обеспечения импортонезависимости является острой необходимостью разработка отечественных абонентских спутниковых терминалов, позволяющих решить спектр задач по обеспечению населения РФ качественными услугами связи, а также обеспечивающих целостность и доступность российской телекоммуникационной инфраструктуры", - передали позицию ведомства в пресс-службе.

Отечественные абонентские терминалы для проекта "Экспресс-РВ"

Как пояснили ComNews в Россвязи, планируемый запуск новых космических аппаратов "Экспресс-РВ" на высокоэллиптическую орбиту требует создания отечественных спутниковых абонентских терминалов. "Потребность в подобных системах связи обусловлена решением одной из задач национальной программы "Цифровая экономика РФ" по обеспечению населения устойчивой связью, а также задачами обслуживания Северного морского пути и создания инфраструктуры в Арктической зоне", - указал представитель ведомства.

Федеральный проект "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика РФ" предусматривает создание четырех космических аппаратов "Экспресс-РВ1/РВ2/РВ3/РВ4" на высокоэллиптических орбитах и одного космического аппарата "Экспресс-РВ5" в резерве до 2024 г. В Россвязи добавили, что в настоящее время идет плановая работа.

Cоздание новой российской спутниковой группировки позволяет заблаговременно создать и наземный комплекс для нее, тем более существенная часть потребителей этих услуг будут относиться к государственным и силовым органам, принципиально ориентирующимся на отечественное оборудование. Такое мнение озвучил акционер оператора спутниковой связи Ka-диапазона "КА-Интернет" Сергей Пехтерев. "Задача разработки таких терминалов является нетривиальной, так как необходимо решить задачу синхронизации обмена пакетами между антеннами у абонента и телепорта в условиях постоянно изменяющегося расстояния между ними, чего не существует в сетях, работающих с ИСЗ на геостационарной орбите", - сказал он.

Система "Экспресс РВ" относится к типу систем HEO-HTS и является единственно возможным решением для создания современной инфраструктуры связи в арктических регионах России для обслуживания как фиксированных, так и подвижных абонентов. На это обратил внимание заместитель генерального директора "ВИСАТ-ТЕЛ" Валентин Анпилогов. "Группировка высокоэллиптических спутников системы "Экспресс РВ" формируется таким образом, что создается эффект квазигеостационарности для абонентов в северных широтах. Это является ключевым достоинством системы по сравнению с обычной системой на высоком эллипсе. Эффект квазигеостационарности позволяет реализовать сканирующие антенные решетки для абонентских терминалов по ценовым параметрам на порядок ниже, чем для систем LEO/MEO-HTS или систем HTS применительно к подвижным абонентам", - говорит он.

Как отмечает замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ", недостатком системы является то, что требуется минимум четыре спутника для достижения этого эффекта. "Даже с учетом возможности работы на сопряженных участках - обслуживает северные территории Западного полушария - ее информационная эффективность в два раза ниже, чем при использовании геостационарного спутника HTS. Но геостационарный спутник физически не может быть применен в арктических регионах для построения современной инфраструктуры широкополосного доступа, - перечисляет он. - Дополнительной проблемой является обеспечение электромагнитной совместимости с системами LEO-HTS в Ku-диапазоне".

Как отмечает исполнительный директор ООО "Небо ГК" Инесса Глазкова, система спутниковой связи "Экспресс-РВ" ориентирована прежде всего на подвижных пользователей, и поэтому ее создание весьма своевременно и востребовано для ШПД на транспорте. "Эта система также может быть полезна для использования с целью повышения эффективности при реализации государственных программ "ЭРА-ГЛОНАСС", "Система 112" и национальных программ развития транспортных коридоров - Северный морской путь, Европа - Западный Китай)", - говорит она.

Генеральный директор ООО "Истар" Павел Баканов подчеркивает, что Россия является северной страной и имеет значительные перспективы развития на заполярных территориях. "Спутники ВЭО могли бы стать хорошим и логичным дополнением к геостационарной группировке, обеспечивая надежную связь на северных территориях для многих отраслей промышленности и транспорта за счет высоких углов места фиксированных и мобильных терминалов, включая морские суда, самолеты, ж/д и автотранспорт. Подобные проекты изначально являются глобальными, и их неэффективно разрабатывать в отрыве от международной кооперации, уже имеющихся технологий и потребителей из разных стран мира", - считает он.

Наработки уже есть, но вопрос в финансировании

Павел Баканов объясняет, что под терминалом в этом проекте понимается следящая антенная система и каналообразующее оборудование. По его словам, и то, и другое оборудование уже разрабатывается и производится в России частными и государственными компаниями. Глава "Истара" уверен в том, что подобные проекты лучше начинать с маркетинговых исследований и анализа имеющихся разработок.

Вместе с тем, продолжает Павел Баканов, компания раздумывает над участием в конкурсе. Компания уже серийно производит каналообразующее оборудование, совместимое со спутниками ВЭО, включая центральные станции, терминалы и системы управления. Есть и другие производители каналообразующего оборудования подобного назначения, включая госпредприятия. "В России уже сегодня целый ряд компаний производят антенны для подвижной связи с механическим наведением. Также ведутся разработки антенных систем на базе АФАР, - приводит пример Павел Баканов. - Было бы логично собрать все это вместе и сообща найти оптимальное решение для проекта ВЭО. Цель импортозамещения и технологической независимости, также преследуемая этим проектом, может быть решена покупкой соответствующих лицензий на производство соответствующих технологий в России с постепенным замещением электронной базы на отечественную, когда она появится".

Заместитель руководителя "ВИСАТ-ТЕЛ" рассказал ComNews, что применительно к высокоэллиптическим системам HEO-HTS, к которым относится система "Экспресс РВ", совместно с партнерами "ВИСАТ-ТЕЛ" уже сформулировал технические требования и оценил возможность выполнения нескольких технических решений физической реализации антенн со сканированием луча, которые могут быть приемлемы по ценовым параметрам для абонентских терминалов. Однако главный вопрос физической реализации, по словам Валентина Анпилогова, заключается в финансировании.

"Конкурс, объявленный Россвязью, казалось бы, должен стимулировать развитие таких исследований и работ, но выглядит он странным, поскольку в ТЗ не содержится требований, которые раскрывали бы сущность задачи, - делится мыслями замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ". - Такое ощущение от конкурсной документации, что в итоге работы нужны только "шашечки". Завершение более чем двухлетней работы - середина 2022 г. - не предполагает создание опытных образцов ФАР/АФАР и абонентских терминалов. А вопрос о разработке системы вообще повис в неопределенности".

Замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ" сообщил ComNews, что компания пока не подавала заявку на конкурс, поскольку единого мнения о целесообразности участия в нем нет. Валентин Анпилогов добавил, что необходимо время на изучение ТЗ. "В конкурсной документации нет прямых указаний на задачу реализации абонентских терминалов для системы "Экспресс РВ" и не представлены исходные данные. Отметим, что понятие "высокоэллиптические орбиты" - это из серии "пойди туда, не знаю куда", - прокомментировал он текст закупки. - Мы надеемся, что конкурсная документация - как минимум ТЗ - будет переработана применительно к системе "Экспресс-РВ". Тем более что во ФГУП "Космическая связь" имеются все необходимые данные и могут быть использованы Россвязью".

Не исключает участия в конкурсе и "Небо ГК". Однако компанию смущает тот факт, что работа называется НИР, а не ОКР. "Результатом НИР должно быть ТЗ на ОКР по перспективной абонентской станции и создание макетов узлов абонентских терминалов. По срокам завершение НИР планируется в июне 2022 г., - говорит Инесса Глазкова. - Насколько нам известно, ФГУП "Космическая связь", являющееся заказчиком системы "Экспресс-РВ", планирует развернуть группировку и приступить к эксплуатации системы в конце 2023 г. - начале 2024 г. Таким образом, остается всего полтора года на создание нового абонентского терминала по разработанному в рамках НИР ТЗ, проведение его испытаний, изготовление многочисленной партии терминалов, установку терминалов на транспортные средства для того, чтобы обеспечить готовность к эксплуатации системы "Экспресс-РВ". Это очень небольшой срок. При этом два года из трех - до ввода в эксплуатацию спутниковой системы связи - будут потрачены на НИР".

Исполнительный директор "Небо ГК" напоминает, что компания также занимается разработкой абонентских земных станций (АЗС) в Ku-диапазоне частот для работы со спутниками, находящимися на НГСО. Линейка станций "Неба ГК" носит название SkyKit. Речь идет о SMART-антеннах с электронным наведением и слежением за спутниками. "На первом этапе в 2020 г. "Небо ГК" планирует создать прототип электронно-механической абонентской земной станции SkyKit М1 для оказания услуг с помощью существующих спутников связи и вещания, расположенных на геостационарной орбите, - делится планами Инесса Глазкова. - В настоящее время готов макет приемного тракта антенной системы, совместно с российскими и зарубежными партнерами ведется работа по АЗС в целом". Испытания макета "Небо ГК" собирается проводить в технопарке "Сколково" и МАИ.

Для спутниковой системы "Экспресс-РВ" "Небо ГК" планирует разработать абонентские устройства с полностью электронным наведением на спутник - SkyKit M2. "Для создания этих устройств необходима разработка нового чипсета в Ku-диапазоне. Этой сложной задачей наша компания занимается совместно с партнером - ООО "Оптимизирующие технологии". Основные технические решения, заложенные в основу электронно-механической абонентской станции SkyKit М1, будут использованы и для разработки абонентской станции SkyKit M2 с полностью электронным наведением на спутник", - заключила Инесса Глазкова.

Новости из связанных рубрик