Илья
Хала

генеральный директор ООО "ДЦ 3Дата" (3data)
14.04.2020

Пандемия и меры противодействия ей повлияли на рынок коммерческих центров обработки данных. В условиях введенных властями ограничений, а также под воздействием изменившегося спроса на услуги, операторам ЦОДов пришлось кардинально перестроить свою работу. Как эффективно отвечать на текущие вызовы, обозревателю "Стандарта" Якову Шпунту рассказал генеральный директор ООО "ДЦ 3Дата" (3data) Илья Хала.

Как меняется спрос на услуги дата-центров под воздействием различных форс-мажоров? Появился ли запрос на новые услуги, которых ранее на российском рынке не было? Изменился ли пакет услуг 3data?

Что касается рынка дата-центров, то после объявления пандемии, ничего экстраординарного на нем не произошло. Хотя некоторые изменения мы фиксируем. Например, вырос спрос на облачные сервисы. Это связано с введенными ограничениями и переходом на удаленный режим работы, для чего компаниям пришлось масштабировать уже имеющуюся инфраструктуру или же создавать ее с нуля. Использование облачных сервисов позволяет решать эти задачи быстро, гибко и без личного присутствия. Хотя о взрывном росте продаж в этом сегменте говорить пока рано.

Продолжает пользоваться спросом традиционная услуга по размещению оборудования заказчиков на наших площадях (colocation). Тут сказывается удобное расположение ЦОДов 3data, которые находятся в деловых районах Москвы. С введением режима самоизоляции мы рекомендовали заказчикам без острой необходимости не посещать наши площадки, а также напомнили им об услуге Smart Hands, которая позволяет выполнять целый комплекс работ в удаленном режиме силами наших инженеров. Спрос на данную услуг вырос: клиенты практически перестали отправлять на площадки свой персонал, и все больше работ производится силами наших сотрудников.

С самого своего основания в 2013 году компания 3data оказывает услуги по бесплатному круглосуточному переезду в ЦОД. Мы забираем оборудование заказчика, перевозим его на свою площадку, устанавливаем, настраиваем и запускаем. Эта услуга всегда была востребованной, а сейчас, после введения режима самоизоляции и ограничений на передвижение, спрос на нее вырос еще больше. Сказалось и то, что закрылись многие торговые и бизнес-центры, в которых располагалось оборудование заказчиков. В результате чего у компаний возникли сложности с физическим доступом к инфраструктуре. На ЦОДы, которые относятся к объектам критической информационной инфраструктуры, данные ограничения не распространяются. Все площадки работают в прежнем режиме, и при необходимости их в любой момент можно посетить. Это обстоятельство побудило многие компании перенести свою инфраструктуру в коммерческие ЦОДы. С подобными запросами к нам стали обращаться чаще.

Среди наших клиентов есть и предприятия из отраслей, бизнес которых серьезно пострадал от введения карантина. Многие из них обращаются к нам с просьбами о предоставлении скидок, об отсрочке платежей или даже о приостановки услуг. Пока рост спроса в одних сегментах компенсирует снижение в другом, но, выводы о том, чем все это обернется, пока делать рано. Прошло слишком мало времени.

Как форс-мажоры влияют на организацию работы персонала ЦОДов? Какие меры пришлось принять вашей компании?

После того, как были введены ограничения, нам пришлось внести серьезные изменения в режим работы. Отмечу, что многие меры мы начали принимать даже раньше, чем был введен режим повышенной готовности. По мере развития ситуации перечень мероприятий расширялся и регламенты ужесточались.

У нас полтора десятка площадок в разных районах столицы, каждую из них обслуживает отдельная команда. Раньше имела место ротация персонала, и процесс этот происходил по определенному графику. Сейчас технический и коммерческий персонал разделен на фиксированные изолированные друг от друга группы, контакты между которыми сведены к минимуму. За каждой из таких групп на заданный промежуток времени закреплен определенный объект. В итоге если кто-то из группы заболевает, то другие ее участники отправляются на карантин, а остальные группы продолжают работать в обычном режиме. Точно также мы разделили клиентов и подрядчиков, которые общаются с закрепленными за ними техническими специалистами и менеджерами 3data. Если у клиентов или подрядчиков кто-то заболел, мы будем знать, с кем из наших сотрудников он контактировал, и примем все необходимые меры.

Как я уже отмечал, мы рекомендовали заказчикам воздержаться от посещения ЦОДов, и количество визитов действительно снизилось. В то же время, мы усилили комплекс мер, связанных с дезинфекцией помещений. Все входящие, будь то наши сотрудники, заказчики или подрядчики, обязаны обработать руки антисептиком. В обязательном порядке дезинфицируются ручки дверей и серверных шкафов, все инструменты. Для уборки помещений используются моющие средства с обеззараживающим эффектом. Всем раздаются средства индивидуальной защиты. У всех посетителей мы измеряем температуру бесконтактным термометром. Перед выходом на работу каждый наш сотрудник обязан измерить и сообщить свою температуру руководителю, если она превышает норму, то работник остается дома. Пока у нас не было случаев, чтобы кто-то приходил на работу с температурой.

В случае, если ситуация ухудшится, мы готовы к введению еще более строгих мер. Например, мы можем перевести ЦОДы на полностью автономный режим, при котором на площадках в круглосуточном режиме будет находиться наш технический персонал, а клиенты и подрядчики допускаться не будут. Для этого у нас есть все необходимое, в частности, площадки оснащены душами и спальными местами.

Изучали ли вы опыт работы других операторов дата-центров в условиях различных форс-мажоров? Чей опыт оказался наиболее полезным?

Мы перенимали международный опыт, прежде всего, рекомендации Uptime Institute, которыми пользуются все ЦОДы в мире. Хотя зарубежные эксперты честно предупреждают, что с такой ситуацией, как сейчас, наша молодая отрасль ранее не сталкивалась. Все форм-мажоры, которые прорабатывались, касались минимизации ущерба от различных природных и техногенных катастроф, возможно, социальных волнений, но только не эпидемий и мер противодействия им. Тем не менее, рекомендации были экстренно разработаны и доведены до участников рынка, которые активно ими пользуются. Внутри отрасли мы обмениваемся опытом и консультируемся с коллегами в рамках разного рода ассоциаций. Это помогает вырабатывать меры реагирования, в том числе направленные на перспективу.

Расскажите о проекте "Цифровой океан". Какова цель его запуска и круг участников?

Это глянцевый журнал, в котором простыми словами рассказано о цифровой жизни во всех ее аспектах. "Цифровой океан" – дороге и красивое офлайн издание. Мы планируем выкладывать журнал и в онлайн, но с некоторой задержкой после выхода печатной версии. Целевая аудитория проекта – активные и интересующиеся бизнесмены, владельцы и топ-менеджеры компаний. Основу издания должны составить эксклюзивные материалы представителей бизнеса и органов власти о том, что они делают для развития цифровой жизни и цифровой экономики, какие возможности, риски и проблемы они видят в этой сфере, обмен опытом. Акцент же будет на том, как созидается новая цифровая жизнь. В проекте участвуют ключевые участники цифрового рынка: профильные министерства и ведомства, передовые компании задающие темп в "цифровизации" экономики, ну и мы, конечно. Тираж тестового номера – 10 тысяч экземпляров. При этом база подписчиков на настоящий момент составляет около 25 тысяч организаций с количеством сотрудников от 50 до 50 000 человек. Пока по большей части мы охватываем Москву, распространение в других городах еще только начинается. Для продвижения в регионах мы планируем использовать сообщества бизнесменов, сложившиеся вокруг ведущих бизнес школ страны, а также региональные органы власти: губернаторов, мэров, глав профильных департаментов и министерств, отвечающие за развитие ИТ, связи и цифровых технологий. В текущем году периодичность у издания ежеквартальная, с будущего года, возможно, будем выпускать его каждые два месяца, а базу подписчиков довести до 100 тысяч организаций. Проект открыт для новых участников, которые готовы делиться своим мнением и опытом.

3data объявила о расширении количества ЦОДов в текущем году. Какой отметки планируете достичь? За счет чего еще планируется развивать бизнес в ближайшей перспективе?

Мы последовательно реализуем программу развития. В частности, планируем довести количество ЦОДов в Москве до 50 и до 150 – в других городах РФ. В столице мы развиваемся собственными силами и текущая ситуация практически никак не повлияла на наши планы. 3data продолжает вводить дата-центры в эксплуатацию: каждый квартал в Москве и Московской области мы открываем площадки в местах сосредоточения потенциальных клиентов. Наши локации это – деловые районы, логистические комплексы, производственные площадки, технопарки.

В регионах мы развиваемся за счет партнеров-франчайзи. И тут процесс несколько замедлился, поскольку у партнеров возникают разного рода проблемы, которые необходимо решать. Тем не менее, до сих пор никто из франчайзи от своих планов не отказался. ЦОДы будут открыты, пусть и с некоторой задержкой. В остальном все идет по плану.

Хотя основная часть поступлений по-прежнему приходится на традиционную услугу colocation, все большую роль в развитии нашего бизнеса играют дополнительные сервисы, в первую очередь, облачные. На них приходится ощутимая доля выручки, уже около трети. А в некоторых случаях, удельный вес облачных услуг в общем объеме доходил до 50%. Мы активно развиваем облачное направление так же, как и сегмент сетевых сервисов и услуг информационной безопасности. Сервисы мы предоставляем самостоятельно, на базе собственной инфраструктуры, что позволяет качественно доводить их до клиентов. Есть и партнерские услуги, которые оказываются совместно с ведущими российскими и международными компаниями. Благодаря такому подходу, мы стали заметным игроком на рынке дистрибуции облачных сервисов, на которые делаем большую ставку. В развитие данного направления вкладывается не меньше ресурсов, чем в создание инфраструктуры ЦОДов.