Более половины российских пользователей IoT-гаджетов подвержены киберугрозам. Треть отечественных компаний, которые используют интернет вещей, столкнулись с кибератаками на него. Эксперты считают, что из-за стремительного развития рынка умных технологий бизнес не успевает своевременно обнаружить и устранить опасные уязвимости.

© ComNews
10.03.2020

Распространенность IoT-гаджетов и активное внедрение IIoT открывает для злоумышленников множество вариантов атаки на пользовательские и корпоративные сети. Умные гаджеты становятся хранилищем огромного массива конфиденциальной информации о пользователях. Устройства способны открыть злоумышленникам доступ к смартфону, ПК и умному дому. Согласно опросу Eset, чтобы избежать этого, почти каждый десятый пользователь Рунета (9%) прибегает к сегментации сети.

Более половины респондентов (54%) сообщили Eset, что никак не защищают IoT-девайсы. Регулярно обновляют прошивку на девайсах 17% респондентов. Опрос провели в феврале 2020 г. на портале Eset и в сообществах компании в соцсетях. В исследовании приняли участие более 2000 пользователей Рунета.

"Проблемы безопасности IoT-девайсов начинаются с того, что производители зачастую используют легкоугадываемые пароли по умолчанию, пренебрегают контролем доступа и устанавливают довольно короткий период поддержки продаваемых гаджетов, - объясняет эксперт Eset по кибербезопасности Андрей Кубович. - Пользователи подключают только что приобретенное умное устройство, не задавая надежного пароля, не включая двухфакторную аутентификацию, а после не обновляют регулярно ОС и прошивки всех девайсов".

По данным "Лаборатории Касперского", в России почти половина компаний (45%) уже используют технологии интернета вещей, при этом 31% из них столкнулись в 2019 г. с атаками на подключенные устройства. В опросе приняли участие 4958 ИT-специалистов, владельцев бизнеса и топ-менеджеров из 23 стран.

По прогнозам исследовательской компании Gartner, к 2021 г. число подключенных к интернету вещей достигнет 25 млрд. Такие технологии используются для создания и развития умных городов, а также для автоматизации производства, систем отопления, вентиляции и кондиционирования. Количество компаний в мире, которые используют интернет вещей, в 2019 г. больше всего выросло в гостиничной индустрии (с 53% до 63%), здравоохранении (с 56% до 66%) и финансах (с 60% до 68%).

Как пояснил руководитель направления по развитию бизнеса KasperskyOS Григорий Сизов, интернет вещей - мощный инструмент для бизнеса, но его использование связано не только с преимуществами, но и с рисками. Избежать их помогут отлаженные бизнес-процессы и широкая база знаний. "Как показало наше исследование, интернет вещей нуждается в защите. Речь идет об оборудовании, технических и организационных мерах, безопасности данных. Эти вопросы должны решаться на стадии проектирования и внедрения", - отметил эксперт.

Директор по цифровой трансформации Huawei Enterprise в Евразии Денис Сереченко уверен, что безопасность - один из основных факторов, которые сдерживают широкое распространение интернета вещей: чем безопаснее устройство, тем более оно будет востребовано и распространено на рынке.

"Эффективно решать проблему безопасности можно только в комплексе. Государство, заботясь о своих гражданах, должно создавать определенные правила и регулировать рынок. Производители должны следовать этим правилам и при этом создавать конкурентные решения, которые будут иметь спрос. Пользователи же играют, пожалуй, самую важную роль - они формируют массовый спрос и в конце концов за все это платят", - сказал представитель Huawei.

Директор управления информационных технологий Eset Russia Руслан Сулейманов считает, что проблемы безопасности умных гаджетов должны решать производители. "Они несут ответственность за безопасность пользователей. Разумеется, число атак будет расти, так как растет количество различных фитнес-трекеров, умных часов и других гаджетов", - уверен представитель Eset. Он не исключает, что в этом году повторятся такие инциденты, как обнаружение уязвимости KRACK в электронных книгах Amazon Kindle, или Kr00k, которая затронула более 1 млрд устройств на Android и iOS.

Новости из связанных рубрик