Законопроект о предустановке российского софта на смартфоны принят в третьем чтении. Представители отечественного рынка ПО считают, что если цена на гаджеты не увеличится, а в положение о Реестре будут внесены правильные изменения, то сильных негативных последствий для рынка не будет, кроме того, что компании потратят время и деньги на процедуру включения их приложений в Реестр. Однако игроки рынка обеспокоены стремительным принятием законопроекта без консультаций с теми, кто будет нести ответственность за его соблюдение.
© ComNews
25.11.2019

В третьем, окончательном чтении принят законопроект, согласно которому при продаже отдельных видов технически сложных товаров на них будут устанавливать российское программное обеспечение (ПО).

Законопроект обязывает устанавливать на смартфоны, компьютеры и телевизоры Smart TV при их продаже отечественное программное обеспечение. Перечень устройств и программ определит правительство РФ.

Документ вступит в силу с 1 июля 2020 г.

"Граждане смогут использовать гаджеты без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ. Это будет также способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий", - считают авторы законопроекта.

Представитель пресс-службы "Билайна" (ПАО "ВымпелКом") сказал корреспонденту ComNews, что эта инициатива может оказать влияние на уже сформировавшийся рынок ретейла в России. "Однако глубину влияния можно будет определить только после формирования конкретного наполнения требований закона", - отметил он.

Руководитель по взаимодействию с исполнительной властью ПАО "МегаФон" Никита Данилов сказал, что, согласно изменениям в законе "О защите прав потребителей", приобретая товар, покупатель получает не только зарубежное предустановленное ПО, но и российское. "Правительство определит, какие типы приложений будут рекомендованы к установке. Окончательный выбор, какими программами пользоваться, остается на стороне пользователя. Для отечественных разработчиков это возможность выйти на новую аудиторию, которая раньше по умолчанию пользовалась зарубежными аналогами, установленными в телефон, при этом пользователи сохранят возможность пользования всеми иностранными приложениями", - прокомментировал он.

МТС, Tele2 и Huawei воздержались от комментариев.

Представитель группы "М.Видео-Эльдорадо" сказал: "Мы чрезвычайно обеспокоены стремительным принятием законопроекта без консультаций с теми, кто будет нести ответственность за его соблюдение. Непродуманные правила предустановки могут повлечь существенные изменения структуры рынка, ограничения для россиян в ассортименте и современных технологиях и недовольство обычных пользователей. Важно, чтобы при разработке правил предустановки ПО были учтены текущие технические и экономические реалии российского рынка".

Президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров рассказал корреспонденту ComNews, что в применении этого закона есть несколько плоскостей: "С точки зрения функциональности устройства важно, чтобы приложения российских и зарубежных производителей были удаляемыми. Тогда у вас не будет проблемы удалить те приложения, которые вам не нужны или не нравятся, независимо от того, кто их произвел, и заменить на те, которые вам нравятся больше. С точки зрения соблюдения законов государства, нужно, чтобы иностранные приложения, собирающие персональные и иные чувствительные данные, в отношении которых государством введены ограничения, соответствовали законодательству - например, данные должны храниться на территории России. Если нет, то они должны быть заменены приложениями российских компаний. С точки зрения финансовых интересов пользователей - обязательная инсталляция российских приложений не должна приводить к повышению стоимости гаджета для пользователей. С точки зрения соблюдения правил конкуренции между российскими приложениями - применение Реестра чревато проблемами, которые проявились при работе Реестра отечественного ПО и были связанными с попытками одних российских компаний притормозить вхождение в Реестр приложений их конкурентов. Значит, нужно учесть проблемы Реестра отечественного ПО и попытаться их устранить - например, ввести процедуру апелляции решений экспертного совета Реестра".

Валентин Макаров считает, что если цена гаджетов не пострадает от применения этого закона, а в положение о Реестре будут внесены правильные изменения, то сильных негативных последствий для рынка не будет, кроме того что компании потратят время и деньги на процедуру включения их приложений в Реестр. "Единственный серьезный риск - это развитие темы по гонконгскому сценарию. Положительный эффект для российских компаний будет связан с моральной поддержкой со стороны государства и с тем, что пользователи так или иначе будут пробовать новые для них российские приложения. Обязательно часть из них сохранится пользователями на гаджетах и будет применяться, а значит, будет развиваться", - прокомментировал президент "РУССОФТ".

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын напомнил, что в изменениях к статье закона "О защите прав потребителей" говорится, что "перечень отдельных видов технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены, а также порядок их предварительной установки определяются правительством РФ".

"Таким образом все зависит от перечня программ, которые должны быть предварительно установлены. К примеру, пользователей Linux, возможно, обрадует отсутствие необходимости препирательств с продавцом ноутбука, который навязывает Windows, ужасаясь, "как же вы узнаете, работает ли ноутбук, если на нем нет операционной системы"? Ведь "русских Windows" нет, есть только русские Linux. Но это в том случае, если операционная система войдет в перечень программ, которые должны быть установлены. А это остается на усмотрение правительства. Что касается стоимости, то все, конечно, зависит от того, удастся ли правительству создать конкуренцию производителей программного обеспечения, сопоставимую с конкуренцией операторов мобильной связи. В принципе, мы не страдаем от того, что нас в России обслуживают российские сотовые операторы, а не филиалы глобальных телекомов. Однако совсем иначе нам бы это виделось, если бы здесь царствовал один монополист", - прокомментировал Леонид Делицын.

Он считает, что принятие законопроекта может увеличить цену устройств, но не настолько, чтобы потребители перестали их покупать. "Если стоит задача развития отечественного программного обеспечения, то за это развитие придется платить, в том числе и потребителю. Как известно, компания Microsoft одним щелчком похоронила бизнес компании Netscape, когда встроила бесплатный браузер Internet Explorer в свою операционную систему. И хотя Netscape - производитель первого коммерческого браузера - судилась с конкурентом, к окончанию процесса эта компания была фактическим банкротом и приобретена другим игроком рынка", - рассказал Леонид Делицын корреспонденту ComNews.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин считает, что от принятия законопроекта сначала пострадает Apple, но в итоге проиграет экономика и, опосредованно, граждане. "Темпы роста экономики РФ не позволяют "разбрасываться" инвестициями, тем более в высокотехнологическом секторе, пусть они и достигаются за счет налоговых, законодательных оптимизаций и новаций. Сфера высоких технологий требует особого подхода. Она является высокорискованной с длительным горизонтом планирования, требует для развития особого налогового и монетарного режима взаимодействия с регуляторами. Проблема в том, что операционная система iOS компании Apple, количество пользователей продукции которой в РФ составляет более 5-10 млн человек, в принципе не предполагает предустановки сторонних приложений. Поэтому еще в феврале представители компании предупредили: в случае вступления в силу нового закона Apple "пересмотрит бизнес-модель в России". Суть законодательной инициативы в том, что, во-первых, на смартфоне, смарт-телевизоре, других коммуникационных устройствах и в компьютерах российские приложения будут предустанавливаться наряду с зарубежными. Во-вторых, благодаря требованию ФАС любое предустановленное приложение можно будет удалить. Второе положение инициативы выглядит особенно позитивно. Однако, когда власть - повысившая пенсионный возраст, не рассмотрев возможностей "перерастания" экономикой дефицита ПФР, - проявляет заботу о гражданах, эта забота, исходя из опыта решений регуляторов последнего десятилетия, может в итоге обойтись потребителям дороже, чем ее отсутствие. Практически эту законодательную инициативу можно оценить как второй удар по иностранному высокотехнологическому бизнесу в РФ за последние два месяца. Первым было октябрьское решение Минфина проработать возможные варианты ужесточения налоговой нагрузки для глобальных поставщиков цифровых услуг, таких как американские корпорации Apple, Google и Facebook. Сейчас, когда в условиях ужесточения налогового режима на Западе и в условиях рисков санкционного и прочего нерыночного давления растущее число бизнесменов может захотеть платить налоги в России, экономическое руководство РФ готовит новации, которые ставят нерезидентов в те же ограничивающие инвестиции налоговые и регулятивные условия, в которые поставлены резиденты РФ", - прокомментировал Александр Осин.

Руководитель отдела развития продаж отечественного ПО ГК Softline Дмитрий Сорокин отметил, что за последний год законопроект развивался и приобрел более четкую структуру. "Насколько хорошо он проработан и нуждается ли в доработке, будет понятно уже ближе к моменту его вступления в силу. К тому времени законопроект будет дополнен перечнем устройств и программ, определенным правительством РФ, и регламентирована сама предварительная их установка. Это позволит сделать более понятными правила, по которым сформирован законопроект, и его "последствия". В первую очередь в выигрышном положении от принятия данного законопроекта окажутся сами производители отечественного ПО из перечня, специально утвержденного правительством РФ. Проблемы же могут возникнуть у компаний, которые не станут предустанавливать отечественный софт, так как предусмотрен штраф за продажу технически сложных товаров (устройств) без предварительно установленного российского ПО. Законопроект может в значительной степени повлиять на российский рынок гаджетов, однако степень этого влияния можно будет определить только после формирования конкретного наполнения требований закона. Многое также будет зависеть и от корпоративных стандартов той или иной компании. Некоторым игрокам придется адаптироваться под изменения рынка и искать возможности, чтобы соответствовать требованиям закона", - прокомментировал Дмитрий Сорокин.

На вопрос корреспондента о том, повлияет ли принятие законопроекта на цену устройств, он сказал, что многое зависит от типа самих устройств, от политики лицензировани­я российских вендоров, регламента установки российского ПО и от категорий конечных пользователей этих устройств (например, ноутбук госслужащего или телевизор). "По сути, как повлияет на стоимость устройств принятие законопроекта, станет понятно тогда, когда появятся перечни устройств и ПО, порядки их составления и ведения, регламенты установки. Ввиду того, что они должны появиться к дате вступления закона в силу, можно надеяться, что вместе с ними станет понятно и влияние на цену устройств", - пояснил Дмитрий Сорокин.

Координатор направления "Информационная инфраструктура" проектного офиса по реализации национальной программы "Цифровая экономика" Аналитического центра при правительстве РФ Константин Ганеев сказал, что законопроект о предустановке российского программного обеспечения разрабатывался вне рамок национальной программы "Цифровая экономика РФ". "В связи с этим законопроект не проходил стандартных предусмотренных порядком системы управления программы процедур. В то же время принятие законопроекта в целом может способствовать продвижению и росту спроса на отечественное программное обеспечение в отрасли информационных технологий за счет увеличения потенциального объема рынка. Однако в первую очередь требуется учитывать интересы и потребности конечного потребителя. Следует исходить из необходимости обеспечения его доступа к наиболее качественным продуктам, учитывая, что смартфоны сейчас - не только средство связи, но и многофункциональный инструмент практически во всех сферах жизни человека. Исходя из того, что пользователь на своем смартфоне вправе самостоятельно как удалить, так и установить фактически любое программное обеспечение. Поэтому важно обеспечить еще и конкурентоспособность российского ПО. Нужно отметить, что в национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение качества отечественного программного продукта. В частности, осуществляется комплекс мер по созданию и модернизации отечественного ПО, в рамках которых запущены инвестиционные программы, стимулируется разработка отечественного программного продукта. Кроме этого, законодательно обеспечены преференции для российского ПО при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд", - прокомментировал Константин Ганеев.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин сказал корреспонденту ComNews, что принятое изменение в закон "О защите прав потребителей" является предельно лаконичным. "Кроме того, техника изложения оставляет после себя несколько вопросов. Так, новая норма говорит о том, что "потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин". Во-первых, в законопроекте не указывается, кто должен обеспечить предустановку программ. Очевидно, что речь идет о производителях технических устройств. В таком случае следовало именно это и написать. Данный вопрос отдан на откуп правительству РФ, которое, наряду со списком технических устройств, должно принять и порядок предварительной установки. Вероятно, речь будет идти не о производителях либо не только о них. Во-вторых, законопроект не предусматривает последствий для тех ситуаций, когда предустановка российских программ не выполнена. Очевидно, должны быть предусмотрены неблагоприятные последствия для юридических лиц, ответственных за это, но, возвращаясь к первому пункту, мы не знаем, кто будут эти лица. В-третьих, внесенная формулировка в очередной раз напоминает о застарелой проблеме с объектом интеллектуальной собственности, который именуется "программа для ЭВМ". Очевидно, что в настоящее время данный термин устарел. Наряду с компьютерами, в связи с которыми это понятие вводилось, появляются новые технические устройства, содержащие программное обеспечение, - смартфоны, SmartTV и т.д. Необходимость в корректировке данного термина возникла уже давно. Примером может послужить англоязычное software", - рассказал Алексей Сулин.

Новости из связанных рубрик