Денис
Шишулин

выпускающий редактор СomNews.ru
© ComNews
07.10.2019

Российские производители ракетно-космической техники менее конкурентны на внутреннем рынке, чем зарубежные вендоры, так как последние могут привлекать дешевые кредиты национальных экспортных кредитных агентств. Об этом говорилось на минувшей неделе с трибуны конференции SatComRus, которую ежегодно организует ФГУП "Космическая связь".

Участники форума делились мнением относительно настоящего и будущего спутниковой связи, трансформации телекома в эпоху 5G, а также высказывали точки зрения о перспективных направлениях создания космических аппаратов и группировок.

Одной из тем обсуждения стала сложившаяся на рынке России ситуация, связанная с поддержкой отечественных производителей спутников и их компонентов.

Поскольку спутники связи - вещь недешевая, для их создания операторы спутниковых группировок зачастую прибегают к заемным средствам. Во всех странах мира, в которых производятся спутники и иная ракетно-космическая техника, есть экспортные кредитные агентства (ЭКА), цель работы которых заключается в том, чтобы стимулировать игроков рынка приобретать продукцию их страны. Делается это путем выдачи государственных гарантий по весьма дешевым кредитам для операторов спутниковых группировок. Таким образом, если некий российский или иной оператор спутниковой связи закажет космический аппарат у Airbus Defence and Space либо Thales Alenia Space, у него есть возможность обратиться к французскому ЭКА под названием COFACE и получить кредит под небольшой процент. Или, например, заказывая спутник у Boeing, Lockheed Martin или Space Systems/Loral, зарубежные операторы могут прибегнуть к помощи американского ЭКА в лице ExIm Bank.

Такой механизм существует и в России: выдачей целевых кредитов под небольшой процент занимается Российский экспортный центр (РЭЦ). Однако проблема, о которой говорили на SatComRus представители отечественных разработчиков космической техники, заключается в том, что кредиты РЭЦ выдает только иностранным покупателям.

В итоге создается ситуация, при которой на внутреннем рынке отечественный производитель спутников и иной космической техники оказывается в невыгодной конкурентной ситуации, поскольку российскому оператору спутниковой группировки выгоднее привлечь дешевый кредит от ЭКА иной страны и заказать космический аппарат у иностранных производителей.

По мнению участников SatComRus 2019, сейчас остро стоит вопрос о создании новых финансовых механизмов поддержки и развития отечественных операторов спутниковых группировок, осуществляющих закупку космической техники у российских производителей.

"Сегодня в России нет института развития, который поддержал бы отечественного производителя. Получается парадоксальная ситуация. К нам приходят [зарубежные вендоры] с дешевыми кредитами, с процентной ставкой около нуля, а наше предложение на внутреннем рынке оказывается менее конкурентным из-за более высокой ключевой ставки в РФ. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что нужно создать механизм поддержки отечественного производителя внутри страны, но проблема до сих пор не решена", - отметил генеральный директор АО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" Николай Тестоедов.

Тем не менее генеральный директор ФГУП "Космическая связь" Юрий Прохоров с трибуны SatComRus 2019 указал на то, что в России механизмы поддержки отечественных операторов путем предоставления финансирования от государственных институтов существуют, хотя они и отличаются от тех, которые предоставляет РЭЦ. В целом идею о необходимости создания финансовых механизмов поддержки российских операторов, закупающих космическую технику у отечественных производителей, он назвал "хорошей и требующей проработки".

Еще одна тема, связанная с поддержкой отечественных производителей, о которой говорили участники SatComRus 2019, касается создания в России полезной нагрузки для спутников связи. Эту важнейшую часть космических аппаратов российские производители по-прежнему вынуждены заказывать у иностранных разработчиков.

"В России существует возможность создания полезной нагрузки для космических аппаратов гражданского назначения, в том числе и так называемой гибкой полезной нагрузки. Мы уже проработали многие инженерные идеи, вплоть до макетирования", - отметил в выступлении генеральный директор ФГУП "НИИ радио" (НИИР) Валерий Бутенко.

По его словам, в НИИР существует и коллектив профессионалов, и кооперация компаний отрасли, и другие составляющие, необходимые для того, чтобы производить полезную нагрузку в России. Основным сдерживающим моментом, по мнению руководителя НИИР, является отсутствие финансирования. "Нужна организация, которая была бы заинтересована в разработке отечественной полезной нагрузки и готова инвестировать в это направление", - отметил Валерий Бутенко.

Хочется верить, что стремление российской власти к импортозамещению будет находить новые, более предметные формы, которые позволят решать вопросы, связанные с поддержкой российских производителей (особенно в такой важной сфере, как космическая отрасль). Адресный и предметный подход (в первую очередь в тех случаях, когда отрасль сама видит пути решения) - это путь к эффективности.