© ComNews
04.10.2019

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ заказало создание Единой государственной платформы сбора данных, промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах в составе платформы исполнения государственных функций. На проект министерство собирается направить из федерального бюджета 237,5 млн руб. Эксперты указывают на то, что система должна стать помощником ведомствам при экологическом мониторинге объектов.

Минкомсвязи 30 сентября объявило на сайте госзакупок конкурс на создание Единой государственной платформы сбора данных, промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах в составе платформы исполнения государственных функций. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 237,5 млн руб. Все желающие смогут подать заявки на участие до 22 октября.

Создание такой системы является одним из мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Объектами автоматизации станут органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление федерального (муниципального) государственного контроля (надзора). Органы госвласти смогут автоматически получать информацию о деятельности поднадзорных лиц и выявлять признаки нарушений в режиме реального времени на основании поступающих первичных данных от приборов измерения и участников информационного обмена.

Согласно техзаданию, создается платформа экологического мониторинга. По задумке она должна позволить вести постоянные наблюдения, а также оперативно реагировать на возникающие риски, планировать развитие умных городов и создание новых промышленных предприятий с учетом экологических факторов. Единая система нужна для взаимодействия всех заинтересованных ведомств между собой с целью обмена информацией.

Заместитель генерального директора по техническому развитию "СТЭП ЛОДЖИК" Роман Остапчук обращает внимание ComNews на то, что государство осуществляет наблюдение и контроль над состоянием и загрязнением окружающей природной среды, использованием воды и других ресурсов. "Мы воспринимаем развитие интернета вещей как прекрасную техническую возможность сделать этот контроль более полным. Платформа позволяет создать систему сбора данных в части контроля в квазиреальном времени за ключевыми показателями охраны окружающей среды. Кроме того, ее корректная реализация повысит прозрачность данных как для организаций и контролирующих органов, так и для граждан России", - говорит он.

Директор департамента цифровых решений "Ланит", генеральный директор компании Datana (входит в группу "Ланит") Владимир Захаров объясняет, что цель создаваемой платформы - повысить достоверность и оперативность функций контроля. В основном эти функции сегодня выполняются сотрудниками подведомственных организаций - Росприроднадзора, Ростехнадзора и т.д. "Разумеется, высоко влияние человеческого фактора, плюс требования к проводимым проверкам, контрольным листам регулярно меняются, что влечет как дополнительные проблемы для проверяемых субъектов, так и усложняет работу контролеров. Данная система существенно упростит решение целевой задачи - исполнение контрольных функций. Также появится новая возможность проводить аналитику по собранным временным рядам, строить прогнозы, искать зависимости изменений показателей от других внешних факторов", - говорит он.

Директор блока организационного развития и технологий ОТР Алексей Кулешов напомнил о том, что еще в прошлом году Минкомсвязи и Росприроднадзор запустили пилотный проект по использованию промышленного интернета вещей для автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ в воздух. "На пост контроля выбросов на территории промышленных компаний - участников проекта поступали данные с датчиков о выбрасываемых загрязняющих веществах. После чего эти данные передавались в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для их мониторинга. Поэтому создание подобной платформы - закономерный шаг к автоматизации контрольно-надзорной деятельности органов власти по выбросу загрязняющих веществ в воздух, в рамках реализуемой "реформы контрольной и надзорной деятельности", - рассуждает он.

Однако, делает оговорку Алексей Кулешов, в данном случае складывается ощущение, что создатели ИС ПСД пытаются сочетать несочетаемое. Речь идет об организации сбора и анализа информации не только в рамках экологического надзора, но и для мониторинга вырубки лесов, объектов культурного наследия и др. "При попытке решить актуальные вопросы внутренней политики - экологии, свалок, вырубки лесов, выполнения реставрационных работ и пр. - с помощью технологий надо понимать, что интернет вещей - далеко не панацея, датчики без аналитики - это просто датчики. А для обработки огромных массивов данных, генерируемых приборами и датчиками, обязательно нужен квалифицированный персонал на местах. К тому же IoT-сфера пока не регулируется законодательством, отсутствуют отраслевые стандарты, которые позволят связывать многочисленные устройства по единому протоколу, не хватает каналов связи с высокой пропускной способностью. Другой важный вопрос - обеспечение безопасности, который по-прежнему остается открытым", - перечисляет специалист ОТР.

Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что для того, чтобы промышленный интернет вещей начал приносить ощутимый экономический эффект, требуется создание регулируемой структуры, прозрачной и понятной для всех участников. Однако, продолжает он, у каждой медали есть две стороны. "С одной стороны, любая централизованная система направлена на обеспечение удобства сбора и анализа данных, она поддерживает формирование новых бизнес-моделей, способствует разработке персонализированных предложений, оптимизирует контроль и т.д. С другой - подобная платформа неизбежно ведет к повышению рисков информационной безопасности, которые и без того регулярно растут по мере того, как промышленные объекты становятся более открытыми, обрастая каналами взаимодействия с внешним миром и программными средствами управления", - отмечает он.

Как отмечает директор по перспективным продуктам компании "СБКлауд" Вячеслав Самарин, создание единой платформы дает ряд преимуществ. К таким относятся централизация данных, более глубокая и полная аналитика и формирование единых регламентов взаимодействия всех участников процесса. "Практика аналогичных госпроектов в других областях показывает, что наиболее эффективно реализовывать их силами консорциума аккредитованных участников. В этом случае проект реализуется по рыночным принципам: участники могут конкурировать друг с другом, создавать и предлагать инновационные решения в рамках общей задачи, а в дальнейшем эти разработки могут выйти на рынок в качестве самостоятельных продуктов или сервисов. Государство же определяет стратегию развития проекта, критерии его успешности и регламенты выполнения, в том числе в сфере защиты информации. Централизация позволит более четко выстроить защиту информации и снизить риски утечек", - рассуждает Вячеслав Самарин. По его мнению, эффективнее контролировать именно получаемые данные, то есть своевременность их поступления, доступность для конкретных субъектов и способы их использования. Это, добавляет он, позволит получить более глубокое и интегрированное понимание работы всех уровней системы.

Как полагает руководитель направления RFID и IoT компании "Первый Бит" Владимир Алмазов, необходимость такой системы отечественного производства давно назрела. "Скорее всего, у этой системы будет узкоспециализированный функционал, - допускает он. - На мой взгляд, он в первую очередь будет "заточен" под сбор, обработку и аналитику данных с устройств, которые используются в ЖКХ, сельском хозяйстве, в проектах, связанных с умным городом".

Генеральный директор компании R-Labs Игорь Дикшев указывает на то, что для обеспечения функционирования системы потребуется возложение обязанностей по обеспечению работы на оператора. Причем как на поддержание работоспособности платформы, обеспечение безопасности информации, обновление компонентов, так и на организационное обеспечение. Так, для разработчика появляется возможность продавать оператору техническую поддержку и образовательные услуги. "Единая система, куда стекаются данные, не увеличивает риски их утечки, а проявляет механизмы их неправомерного сбора. И защитить данные, находящиеся "за стенами форта", проще и дешевле, чем гоняться за разрозненным сбором", - говорит он.

Директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании "Техносерв" Андрей Шуравин отмечает, что создание такой платформы - задача нетривиальная. "Уже к 2020 г. по всему миру будет работать порядка 10 млрд IIoT-устройств, около 1 млрд из них - в России. Платформа, призванная обеспечить взаимодействие такого количества различных устройств, будет представлять собой сложную, дорогую и высокотехнологичную экосистему. При этом ее создание и использование в рамках государства должно регулироваться соответствующими законодательными актами, которые необходимо разработать и принять", - заключает он.