© ComNews
31.07.2015

За II квартал 2015 г. чистая прибыль "Яндекса" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 82%, до 423 млн руб., из-за изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю. За полугодие чистая прибыль компании снизилась на 50% год к году.

Консолидированная выручка "Яндекса" за II кв. 2015 г. составила 13,9 млрд руб., что на 14% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Тем не менее показатель чистой прибыли компании за прошедший период сократился на 82%, до 423 млн руб.

"82% - это "бумажное" падение, обусловленное прежде всего изменением курсов валют, - пояснил репортеру ComNews представитель "Яндекса". - Чтобы оценить реальные успехи бизнеса, инвесторы смотрят на показатель скорректированной чистой прибыли, очищенный от влияния ряда "бумажных" факторов, в том числе валютного".

За II кв. 2015 г. показатель скорректированной чистой прибыли "Яндекса" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 16% и составил 2,8 млрд руб. "Снижение данного показателя обусловлено ростом расходов. Это вызвано разными факторами, о которых мы уже говорили в прошлых кварталах, в том числе увеличением зарплат нашим разработчикам и повышением стоимости аренды помещений. Напомню, в мае прошлого года мы начали платить за аренду дополнительных 18 тыс. кв. м. московского офиса, и аренда номинирована в долларах", - уточнил представитель "Яндекса".

Показатель операционной прибыли "Яндекса" за II кв. 2015 г. составил 2,2 млрд руб., что на 40% меньше результата за аналогичный период прошлого года. "Снижение операционной прибыли также объясняется расходами на персонал и на аренду офиса", - добавил сотрудник "Яндекса".

Скорректированный показатель EBITDA "Яндекса" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 4%, до 4,8 млрд руб. Рентабельность по EBITDA компании сократилась до 34,6% с 41,3% годом ранее. По словам ведущего аналитика телекоммуникации и медиа АО "Газпромбанк" Сергея Васина, "Яндексу" удалось лучше, чем предполагалось, контролировать затраты. "Вероятно, несмотря на непростую макроэкономическую ситуацию, "Яндекс" сможет продемонстрировать рентабельность по EBITDA за весь 2015 г. на уровне, близком к нашим прогнозам, - 31,6%", - резюмировал в беседе с ComNews Сергей Васин.

Объем денежных средств, депозитов и вложений в долговые ценные бумаги компании на 30 июня 2015 г. составил 46,9 млрд руб.

По словам руководителя группы компаний "Яндекс" Аркадия Воложа, количество рекламодателей предприятия увеличилось на 9% по сравнению с предыдущим кварталом и на 17% по сравнению со II кв. 2014 г. "Это говорит о том, что контекстная реклама продолжает быть эффективным маркетинговым инструментом для компаний любого масштаба", - подчеркнул Аркадий Волож.

Аркадий Волож отметил, что одной из основных задач "Яндекса" остается повышение качества поиска, в том числе на мобильных устройствах, а также качества рекламных продуктов. "В III кв. мы планируем запустить новую аукционную модель продажи рекламы, которая повысит эффективность рекламных объявлений для рекламодателей и будет способствовать росту рынка интернет-рекламы в целом", - заключил Аркадий Волож.

На взгляд финансового аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, результаты "Яндекса" за II кв. 2015 г. выглядят неоднозначно. В первую очередь, по словам аналитика, внимания заслуживает рост квартальной выручки, что гораздо выше прогнозов менеджмента. Тимур Нигматуллин напомнил, что периодом ранее менеджмент прогнозировал рост во II кв. на 9-12% год к году.

"Также, несмотря на то что число поисковых запросов выросло всего на 2% год к году, количество рекламодателей значительно увеличилось, - заметил в разговоре с репортером ComNews Тимур Нигматуллин. - Судя по всему, в условиях ухудшения экономической конъюнктуры и сокращения рекламных бюджетов рекламодатели все больше отдают предпочтение эффективной контекстной рекламе. Также постепенно стал восстанавливаться сегмент медийной рекламы".

Из негативных моментов аналитик отметил продолжающееся падение доли "Яндекса" на рынке. По его словам, несмотря на сотрудничество с Apple и Mozilla, доля компании сократилась с 58,6% в I кв. до 57,3% во II кв. "Чтобы частично нивелировать конкурентное преимущество Google на мобильном рынке в виде Android "Яндекс" вынужден много тратить на разработку сервисов и фонд оплаты труда", - добавил Тимур Нигматуллин.

В целом, как сказал Тимур Нигматуллин, бизнес "Яндекса" сильно подвержен макроэкономическим циклам. "Поэтому я не ожидаю существенного улучшения финансовых показателей до нормализации ситуации в экономике", - резюмировал он.

Главный аналитик UFS IC Илья Балакирев сказал, что нынешние результаты "Яндекса" лучше, чем в I кв. нынешнего года. "Я надеюсь, что прогнозы руководства "Яндекса" удастся превзойти, и рост выручки будет в районе 13-15%, что по-прежнему довольно слабо, по сравнению с прошлым годом. Так, в 2014 г. рост выручки "Яндекса" составил 28,5%. В текущем году будет, в лучшем случае, вдвое меньше. При этом издержки растут опережающими темпами. Рентабельность компании во многом будет зависеть от развития ситуации на валютном рынке", - подытожил в беседе с ComNews Илья Балакирев.

За первое полугодие нынешнего года консолидированная выручка "Яндекса" по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. увеличилась на 14% и составила 26,2 млрд руб. Чистая прибыль компании за первое полугодие снизилась на 50%, до 2,5 млрд руб. Показатель скорректированной чистой прибыли "Яндекса" снизился на 14%, до 5 млрд руб. Показатель операционной прибыли за первое полугодие нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. снизился на 42% и составил 3,6 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA "Яндекса" уменьшился на 8%, до 8,3 млрд руб.