Image by Drazen Zigic on Freepik
Суммарная выручка крупнейших компаний на российском рынке EdTech, по данным агентства Smart Ranking, составила 118 млрд руб., что на 31% выше, чем в 2022 г. В 2022 г. российский рынок EdTech снизился.
Яков
Шпунт
© ComNews
02.02.2024

По данным агентства Smart Ranking, суммарная выручка 100 крупнейших EdTech-компаний России за 2023 г. составила 118 млрд руб., что на 31% выше уровня 2022 г. При этом половина выручки пришлась на 10 крупнейших компаний. Как отметила основатель агентства Дарья Рыжкова, полученные данные соответствуют раннее сделанным прогнозам.

В 2022 г. отечественный рынок EdTech пережил снижение после восьми лет неуклонного роста, который ускорился в пандемийные 2020-2021 гг. до двухкратного. По мнению директора EdTech-кластера фонда "Сколково" Натальи Царевской-Дякиной, просадка рынка в 2022 г. обусловлена свертыванием B2B-программ компаний, которые ушли с российского рынка, прежде всего SAP, на который приходилось до 80% данного сегмента.

https://www.comnews.ru/content/222395/2022-09-30/2022-w39/chernye-lebed…

Накапливались и проблемы с качеством. "Большинство корпоративных программ, представленных на российском рынке, не отвечают запросам компаний и их сотрудников по содержанию и формату. Курсы не учитывают уровень целевых компетенций кадров, а форматы обучения не адаптированы под актуальные проблемы бизнеса и экономические вызовы", - сообщил директор "Т1 Цифровой Академии" Дмитрий Красовский, комментируя на конференции "РУТ: Развитие управления талантами" результаты исследования, посвященного корпоративному дополнительному профессиональному обучению (ДПО) и развитию персонала. По данным этого исследования, падение рынка из-за ухода зарубежных вендоров, прежде всего SAP и Coursera, составило 60%.

https://www.comnews.ru/content/229893/2023-11-02/2023-w44/1007/trebovan…

В 2023 г. сегмент дополнительного образования, по данным Smart Ranking, составил 35% всего рынка, темпы роста были чуть ниже средних - 27%. Руководитель и основатель ООО "Эльбрус Буткемп" Георгий Бабаян связал относительно скромные темпы роста с высоким уровнем конкуренции среди компаний, которые предлагали разного рода курсы для подготовки разработчиков, а также с возросшей стоимостью привлечения новых обучающихся.

По мнению основателя и продюсера "Роббо" Павла Фролова, состояние неопределенности у россиян, страх потери прежней работы или снижения зарплаты повлияли на рост EdTech-рынка в 2023 г.: "Взрослое население активно обучалось востребованным профессиям. Наибольшим спросом пользовались различные ИТ-специальности - например, разработчики инновационных ИТ-продуктов, специалисты по продажам и маркетингу".

Директор по развитию "Т1 Цифровой Академии", Алексей Куташев назвал повышение квалификации персонала наиболее популярным инструментом для достижения бизнес-целей: "Интерес к корпоративному электронному образованию (КЭО) в России подогревает стремительное внедрение компаниями передовых технологий. Чтобы преуспеть в бизнесе, заказчикам приходится своевременно обучать кадры новым навыкам и компетенциям на практике. Приоритетом работодателей теперь является создание условий, когда каждый сотрудник может полностью раскрыть профессиональный потенциал. Однако надо иметь в виду, что создание обучающей платформы, наполнение ее модульными курсами - это сложная и дорогостоящая задача, которая включает в себя разработку образовательной программы, вебинаров, практических заданий, чат-обучение для сотрудников и т.п. Далеко не каждому бизнесу такой подход по карману, поэтому компании продолжают активно прибегать к EdTech-сервисам и услугам. И мы ожидаем, что этот тренд будет устойчивым в ближайшие годы".

Драйвером роста, по оценке руководителя отдела маркетинга Бауманского учебного центра "Специалист" Натальи Раух, стало расширение программ по импортозамещению и рост спроса на программы по обучению работе с российским ПО: "2023 г. был годом серьезного изменения спроса на образовательные продукты. Многие государственные и частные компании вынуждены переходить на отечественное программное обеспечение. Это влечет за собой изменения на рынке труда, также меняются требования к квалификации сотрудников".

У ряда игроков рост был кратным. Так, генеральный директор ООО "Нетология" Марианна Снигирева, комментируя итоги 2023 г. для возглавляемой компании, назвала рост в сегменте B2B трехкратным в годовом выражении, несмотря на в целом скромные бизнес-показатели, которые оказались ниже ожидаемых.

Серьезной точкой роста стало также развитие среднего профессионального образования и профориентационных проектов: Smart Ranking оценил темпы прироста в 37% по итогам 2023 г. Однако уже в 2022 г. игроки рынка EdTech обратили внимание на сферу среднего образования. Директор по направлению "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина на круглом столе "СПО + EdЕech = любовь", который прошел в рамках RIW-2022, назвала именно сегмент СПО имеющим наибольший потенциал для развития EdTech, несмотря на целый ряд нерешенных проблем.

https://www.comnews.ru/content/223513/2022-12-14/2022-w50/edtech-polyub…

Основатель и генеральный директор ООО "Юмакс" (MAXIMUM Education) Михаил Мягков одним из итогов года назвал открытие колледжа: "Значительный процент девятиклассников выбирают именно среднее профессиональное образование, а не продолжение обучения в школе. Мы видели, что можем создать в данной области качественный образовательный продукт. Что касается 5-7-х классов, я бы отметил значительный интерес к профориентационным продуктам. Во многом это объясняется большей популяризацией профориентации в школах, начиная с 5-го класса. В целом, если рассматривать весь год, я бы отметил активный рост спроса на дополнительное детское образование, в разных продуктах, начиная с 8-го класса".

Генеральный директор ООО "Простые коммуникации" (Proscom) Антон Мишин в ходе обсуждения на онлайн-конференции "Стартапы против крупных ИT-компаний: борьба за таланты" также назвал профориентационную работу важным направлением деятельности HR-служб крупных корпораций. По его наблюдениям, многие из них начинают привлекать перспективных молодых людей уже со школы.

По мнению Павла Фролова, рост детского сегмента EdTech обусловлен стремлением родителей помочь детям еще в юном возрасте определиться с профессией и дать старт в карьере. Также, по его наблюдениям, повысился спрос на подготовку школьников к ЕГЭ, поскольку успешная сдача экзаменов позволяет ученикам подать документы в желаемый вуз, а не ограничиваться доступными для поступления по сумме набранных на экзаменах баллов.

"Мы ожидаем, что в 2024 г. - в базовом сценарии, без учета внешних факторов - рост составит 15-20%", - такой прогноз на наступивший год дала Дарья Рыжкова.

Новости из связанных рубрик