Павел Осипов, заместитель генерального директора ООО "Национальные Технологии" (51% принадлежит концерну "Автоматика" госкорпорации "Ростех")
Павел
Осипов

заместитель генерального директора ООО "Национальные Технологии" (51% принадлежит концерну "Автоматика" госкорпорации "Ростех")
© ComNews
02.12.2019

В настоящее время обсуждается проект постановления правительства РФ, запрещающий использование импортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения, в том числе и систем хранения данных (СХД), при закупках для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) страны. Документ также запрещает заказывать услуги и работы, в составе которых используются такие устройства. Проект создан по инициативе Минпромторга, и для его вступления в силу требуется согласование заинтересованных органов государственной власти, минимальный перечень - Минфин, Минэкономразвития, Минюст и ФАС. Но уже сейчас можно сказать, что проект существенно изменит ситуацию на рынке вычислительной техники в целом и систем хранения данных в частности.

Инициатива в первую очередь направлена на поддержку отечественных производителей, так как создает в той или иной мере гарантированный рынок сбыта для российской продукции.

Такой принцип поддержки собственных производителей высокотехнологического оборудования широко используется ведущими мировыми экономиками. В частности, США и КНР. Оснащение объектов критической информационной инфраструктуры - это не только решение задачи их непрерывного устойчивого функционирования, рынок сбыта, за счет которого государство может реализовывать элементы своей стратегии в части развития радиоэлектронной и других отраслей промышленности, но и толчок к развитию новых технологий в радиоэлектронной промышленности.

Потенциальный переход на отечественное оборудование хранения данных для объектов критической информационной инфраструктуры - первый серьезный с точки зрения оборудования IT шаг к технологической независимости.

Выбор именно этого стартового направления не случаен: у Минпромторга России есть, безусловно, успешный реализованный проект похожего масштаба - создание и массовые поставки отечественного оборудования хранения данных для реализации требований 374-ФЗ "Яровой - Озерова" в части хранения данных.

В рамках реализации поручения президента России в кратчайшие с точки зрения создания такого вида продукции сроки несколькими конкурирующими отечественными производителями были разработаны, протестированы и поставлены комплексы систем хранения данных, большинство из них уже введено в эксплуатацию.

Другой весомой причиной начать именно с устройств хранения данных является общепризнанная ценность в современном мире информации в виде исходных данных и результатов аналитики на их базе. Использование отечественного оборудования накопления и хранения информации позволит обеспечить сохранность данных, сведет к минимуму возможность их утраты или нецелевого использования.

Важным моментом является реализация данной инициативы Минпромторга. С одной стороны, необходимо создать четко действующие формализованные механизмы, не позволяющие конечным потребителям отказываться по субъективным причинам от использования отечественной продукции. С другой - необходимо обеспечить создание такой качественной и конкурентоспособной отечественной продукции, чтобы ее применение не оказывало сдерживающего воздействия на функционирование существующей инфраструктуры и реализацию новых проектов, а в идеале - увеличивало их эффективность. В том числе и за счет высокой скорости реализации, использования высокотехнологичной отечественной продукции и роста количества высококвалифицированных рабочих мест.

Серьезные опасения вызывает в экспертном сообществе вопрос ценовой конкурентоспособности отечественного оборудования. Основанием для этого являются поставки специализированного оборудования вычислительной техники для весьма ограниченного, по сравнению с массовым гражданским, рынка гособоронзаказа. Очевидно, что специализированное устройство, выпускаемое ограниченной серией, не может даже близко сравниться с похожим по функциональным характеристикам гражданским оборудованием.

Формирование гарантированного рынка сбыта оборудования систем хранения данных для реализации 374-ФЗ продемонстрировало наличие у отечественной промышленности потенциала для производства конкурентного в технико-экономическом плане отечественного оборудования. Вопреки ожиданиям скептиков анализ затрат на закупку демонстрирует существенное снижение средних затрат из‑за оптимизации цепочек поставки и исключения различного вида нецелевых затрат.

Очевиден существенный потенциал для роста объёма поставок и использования отечественного оборудования, хорошим положительным примером является массовое использование отечественных систем хранения данных "Купол" для реализации требований 374-ФЗ "Яровой - Озерова". Реализация данного проекта на базе отечественных средств накопления информации привела к положительным эффектам для развития отечественной радиоэлектронной промышленности, к увеличению конкуренции и связанному с этим снижению затрат на хранение данных.

В ходе реализации данного проекта отечественные предприятия уже получили и частично реализовали заказы на производство тысяч корпусных изделий, десятков тысяч печатных плат с выполнением операций монтажа на них электронной компонентной базы. Также ведется дальнейшая работа по локализации на территории РФ высокоэффективных блоков питания и других составных частей систем хранения данных, поставлена производственная задача отечественным производителям электронной компонентной базы.

Программа формирования комплекса мер государственной поддержки отечественных производителей высокотехнологичной продукции наглядно демонстрирует свою работоспособность и создает синергетический эффект для появления национальных технологических чемпионов - потенциальных поставщиков для отечественных и зарубежных потребителей российской высокотехнологической продукции.