"Роскосмос" окончательно определился с ракетами-носителями, которые будут запускаться с космического комплекса "Байтерек" на Байконуре: это будут "Союз-5", которая призвана заменить ракету "Протон", и новый носитель среднего класса "Союз-6". Последний будет оснащен двигателями РД-180 производства химкинского НПО "Энергомаш", которые пока устанавливаются только на американские ракеты Atlas. При этом сам комплекс "Байтерек" уже переименован в "Назарбаевский старт", а следом такое переименование ждет и его оператора - совместное казахстанско-российское предприятие "Байтерек".

© ComNews
14.11.2019

Об этом сообщил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин с трибуны форума "Дни космоса в Казахстане", который прошел 12-13 ноября 2019 г. в столице этого государства Нур-Султане. По его словам, и "Союз-5", и двухступенчатая ракета "Союз-6" будут стартовать с пускового комплекса "Зенит-М", предназначавшегося для вывода в космос ракеты "Зенит". Дмитрий Рогозин отметил, что ракета "Зенит" "не может летать по политическим соображениям" (она изготавливалась на Украине, на днепропетровском заводе "Южмаш"). По словам главы "Роскосмоса", "Союз-5" будет летать на экологичном топливе и придет на смену ракете-носителю "Протон-М" (которая заправляется ядовитым гептилом). В беседе с корреспондентом ComNews Дмитрий Рогозин отметил, что вопрос о сохранении ракеты "Протон" не стоит - даже если рассматривать замену двигателей на более "чистые". "Мы переходим к созданию ракет по модульному принципу", - подчеркнул он, добавив, что в 2023 г. "Протон" уйдет - его заменят ракета "Союз-5", запускаемая с Байконура, и "Ангара" - с космодрома Восточный.

Дмитрий Рогозин заметил, что теперь будущее космодрома Байконур прояснилось, хотя еще недавно оно было в тумане. Депутат сената парламента Республики Казахстан, летчик-космонавт, а в 2007-2016 гг. - председатель Национального космического агентства Республики Казахстан Талгат Мусабаев в ответ на слова Дмитрия Рогозина о новых планах по использованию Байконура/"Байтерека" съязвил: "Это уже четвертое решение о переходе с одной ракеты-носителя на другую - надеюсь, последнее".

Действительно, при создании СП "Байтерек" в 2005 г. предполагалось, что для него будет разработана одноименная новая ракета, в 2011 гг. "Роскосмос" и "Казкосмос" решили переориентировать его на ракету "Ангара", а в 2013 г. стороны договорились о замене "Ангары" на ракету "Зенит".

Дмитрий Рогозин сделал особый акцент на том, что и "Союз-5", и "Союз-6" будут запускаться с одного стартового стола, а сам пусковой комплекс "Зенит-М" уже переименован в "Назарбаевский старт" (по аналогии с Гагаринским стартом, с которого в 1961 г. стартовала ракета с первым в мире космонавтом и с тех пор было запущено свыше 500 ракет). С идеей такого переименования в начале сентября 2019 г. выступил президент РФ Владимир Путин, с тем, чтобы отметить заслуги первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Вскоре в "Назарбаевский старт" будет переименована и эксплуатирующая организация - АО "Совместное Казахстанско-Российское предприятие "Байтерек". Его акционерами на паритетных основаниях являются ГУ Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан и ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева". Согласно финансовой отчетности СП "Байтерек", его накопленный убыток к 1 января 2019 г. превысил 6,022 млрд тенге (или примерно $15,7 млн).

"Союз-5" сможет выводить на низкую опорную орбиту 18 тонн полезного груза, а двухступенчатый "Союз-6" - 9 тонн. Дмитрий Рогозин рассказал, что "Союз-6" будет оснащаться двигателями РД-180 производства НПО "Энергомаш". "Мы поставляем эти двигатели в США (для ракет Atlas - прим. ComNews), несмотря на известные сложности в отношениях наших стран, - сказал он. - И задумались: почему бы самим их не использовать?". Возможно, к применению двигателей РД-180 Россию подталкивает активность компаний SpaceX Илона Маска и Blue Origin создателя Amazon Джеффа Безоса, которые уже несколько лет работают над альтернативными двигателями для американских ракет Atlas и Delta.

Николай Севастьянов, генеральный директор ПАО "РКК "Энергия" им. С.П. Королева", которое является головным разработчиком ракет "Союз-5" и "Союз-6", сообщил корреспонденту ComNews, что "Союз-5" появится в конце 2022-2023 гг.

Полный отказ России от ракет "Зенит" ставит под вопрос существование проекта S7 Space. Осенью 2016 г. частный российский авиационный холдинг S7 Group подписал контракт с компанией Sea Launch, предусматривающий покупку имущественного комплекса "Морской старт" (см. новость ComNews от 28 сентября 2016 г.), а весной 2018 г. завершил эту сложную сделку (см. новость ComNews от 18 апреля 2018 г.). Плавучий комплекс "Морской старт" был создан для выпуска с него ракет "Зенит" со спутниками на борту. S7 Space (ООО "С7 Космические транспортные системы") намеревалось договориться с украинской стороной о продолжении поставок "Зенитов", а с появлением в 2023 г. новой ракеты "Союз-5" переориентироваться на нее. Хотя украинская сторона так и не смогла поставить для S7 Space ни одной ракеты, и в марте 2019 г. совладелица группы S7 Наталья Филева объявила, что контракт на производство 12 ракет-носителей "Зенит" заводом "Южмаш" будет расторгнут. После трагической гибели Натальи Филевой в авиакатастрофе 31 марта 2019 г. S7 публично ни разу не сообщила о состоянии проекта S7 Space. Вчера S7 не ответила на запрос ComNews.

Отказ от ракет "Протон" затрагивает интересы и российских операторов спутниковых группировок - ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и ООО "Газпром космические системы". Вчера обе компании воздержались от комментариев по новым "ракетным" планам "Роскосмоса". В частности, для ГПКС пока остается открытым вопрос, какими ракетами будут выведены на орбиту космические аппараты "Экспресс-АМУ-3", "Экспресс-АМУ-7" и "Экспресс-АМУ-4", которые планируются к запуску в 2020-2021 гг. В интервью журналу "Стандарт" (№9/200 за сентябрь 2019 г.) генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров говорил: "Вопрос по средствам выведения для этих трех спутников открыт. Если следовать букве Федеральной космической программы, для них предусмотрены ракеты "Ангара", но реалии таковы, что космодром Восточный, с которого эти спутники должны были лететь, в требуемые сроки, скорее всего, готов не будет. Федеральное агентство связи в тесном контакте с "Роскосмосом" и правительством РФ занимается этим вопросом. Основная задача ФГУП "Космическая связь" - своевременно заказывать КА связи и вещания, минимизировать затраты на предоставление услуг, уменьшить риски потери космических аппаратов при выводе на орбиту, а также решить еще один важный вопрос - страхования рисков запуска и первого года эксплуатации КА на орбите"

Новости из связанных рубрик