© ComNews
16.09.2019

На 78% выросло количество заказов в интернет-аптеках в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом. За тот же период сумма онлайн-продаж увеличилась на 72%. Средний чек сократился на 4%. Такие данные приводит Data Insight. Разрешить полноценную онлайн-торговлю лекарствами могут с 1 января 2020 года, но в профильном комитете Госдумы считают, что доставлять купленные в интернете лекарства смогут только врачи и фармацевты. Стоимость лекарств из-за этого существенно вырастет по сравнению с офлайн-торговлей, считают эксперты.

Data Insight при поддержке SAP выпустила исследование "Онлайн-рынок аптек 2018". Оно основано на данных об интернет-магазинах по продаже лекарственных средств. Анализ не включает интернет-магазины, специализирующиеся на продаже очков и линз, медицинского оборудования, БАДов и других нелекарственных товаров для здоровья, также не учитывались продажи лекарств и других товаров для здоровья универсальными интернет-магазинами.
В исследовании рассмотрены 54 интернет-аптеки.

Исследователи подсчитали, что за 2018 год в интернет-аптеках, входящих в топ-1000, было оформлено 24,9 млн заказов на сумму 40,8 млрд рублей. "Средний чек составил 1 640 рублей. 10% от всех онлайн-заказов 1000 крупнейших магазинов в 2018 году были сделаны в интернет-аптеках. И только 4% составила их доля по объему выручки из-за низкого среднего чека. В секторе интернет-аптек конверсия составила 12,1%. Ближайшие показатели у зоомагазинов и интернетмагазинов одежды и обуви. Доля mobile в трафике составила 55%, покупатели чаще используют смартфоны и планшеты для посещения аптек. Только 45% трафика этих сайтов приходится на стационарные компьютеры и ноутбуки", - сказано в отчете.

Исследователи обнаружили, что самое популярное приложение у Apteka.ru – его установили более 1 млн раз в Google Play. В 2018 году на "Яндекс.Маркете" размещалось 28% интернет-аптек. Пик активности размещения пришелся на 2017 год.

"35% интернет-аптек используют CMS собственной разработки (CMS – система создания, управления и редактирования содержимого сайта). Bitrix используют 43% интернет-аптек. 23% используют другие сервисы. 68% интернет-аптек не рассылают новости о своих событиях и акциях. 10% используют Unisender в качестве сервиса email-рассылки. Остальные 22% используют другие сервисы", - отмечают исследователи.

Основным сдерживающим фактором они называют Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ, который запрещает дистанционную торговлю лекарственными средствами. "Это не только уводит в серую зону опцию доставки лекарств на дом, но и сдерживает маркетинговую активность ведущих игроков рынка, тормозит внедрение нового функционала - например, онлайн-оплаты", - поясняют аналитики.

В качестве фактора роста исследователи указали общий рост интереса покупателей к заказу через интернет товаров повседневного спроса. Также они называют такие факторы, как рост интереса аптечных сетей, интернет-магазинов и порталов к онлайн-продажам лекарств в связи с ожиданиями отмены или смягчения ограничений на дистанционную продажу, успешное приобщение лояльных клиентов аптечных сетей, особенно региональных, к онлайн-каналу для заказа редких или дорогих лекарств.

Исследователи выявили рост количества "маркетплейсов" и суммарного количества точек (аптек), которые они охватывают. Еще один тренд - дальнейший рост доли мобильного трафика - с перспективой его конвертации в ближайшем будущем в активное использование мобильных приложений.

Партнер компании Data Insight Борис Овчинников предполагает, что каждый год примерно 2-3% розничного лекарственного рынка будет перетекать из оффлайна в онлайн (а в начале следующего десятилети скорость перетока может достичь и 4-5% рынка в год). "Основные драйверы - накопление опыта (как правило положительного) онлайн-заказов, рекомендации родственников и друзей, и безусловно привлекательность цен в он-лайне. Легализация доставки на дом, которая надеюсь все же случится в ближайшем будущем, на общие темпы роста повлияет слабо - это все-таки по сути премиальная услуга", - считает он.

Руководитель проекта "Все аптеки" Александр Котляров прогнозирует, что рынок онлайн-бронирования лекарств и аптечных товаров продолжит стабильный рост в ближайшие несколько лет. "На развитие сегмента влияет увеличение интереса к онлайн-сервисам в целом, а также ряд других факторов. В их числе повышение уровня цифровизации всей отрасли, в частности появление и улучшение онлайн-сервисов крупных аптечных сетей, а также приход в сферу крупных IT-игроков, например, Mail.ru и его маркетплейс "Все аптеки". Кроме того, видоизменяется сама модель потребления лекарственных средств среди населения, все чаще товары предпочитают заказывать онлайн, это выгодно по стоимости, удобнее и значительно экономит время. Кроме того, к сожалению, в удаленных регионах это часто единственный способ получить нужный препарат", - прокомментировал Александр Котляров.

Директор категории "Здоровье" маркетплейса "Беру" Максим Агарев уверен, что в случае принятия закона о дистанционной продаже лекарств, доля онлайн-продаж сильно вырастет. "Об этом говорят и результаты опросов, и темпы роста онлайн-заказов лекарств с самовывозом из аптек.  Люди хотят заказывать лекарства онлайн, потому что это удобно. Доля онлайн-продаж будет зависеть, в первую очередь, от требований закона о дистанционной торговле, принятие которого мы ожидаем осенью, - сказал он корреспонденту ComNews, - главный вопрос — регламент доставки. Кому будет разрешено возить препараты? Каковы требования к упаковке, к транспорту? Чем мягче будут условия, тем больше игроков смогут зайти на рынок и тем привлекательнее будет для потребителей онлайн-канал продаж. Вероятно, на первом этапе разрешат доставку только безрецептурных препаратов, что будет сдерживать рост рынка. Темпы ускорятся, когда в России заработает система электронных рецептов. Тогда появятся механизмы, чтобы легализовать доставку и рецептурных препаратов".

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин отметил, что с точки зрения долгосрочного периода уровень в 10% от продаж оффлайн представляется устойчивым. "В США, где торговля онлайн развивается уже более двадцати лет, 90% продаж розничного сектора по-прежнему совершаются в обычных магазинах. По данным исследования, доля онлайн-заказов уже составила 10% от всех заказов тысячи крупнейших магазинов. В данной связи, прирост количества заказов на уровне 78% выглядит значением, близким к пику темпов прироста данного показателя.  В 2017 и 2018 гг. прирост продаж лекарств в натуральном выражении в РФ составил 9,5% и 8% против 1,3% и 2,8% год к году для индекса всех товаров. Исходя из достигнутой доли рынка и указанной статистики, целевой уровень прироста онлайн продаж лекарств в перспективе нескольких ближайших лет составляет (с поправкой на возможность ускорения экономического роста) 5% - 15% год к году. Сейчас онлайн-продажа лекарств в России запрещена: сайтам с информацией о торговле этими товарами грозит блокировка. Недавно под блокировку за это нарушение чуть не попал Ozon.ru. Разрешить онлайн-торговлю лекарствами могут с 1 января 2020 года, но в профильном комитете Госдумы считают, что доставлять купленные в интернете лекарства смогут только врачи и фармацевты. Стоимость лекарств из-за этого существенно вырастет по сравнению с оффлайн торговлей. Второй, более важный барьер, это указанная выше динамика розничной торговли. Для сравнения, средний прирост индекса физического объема розничной торговли основными товарами – несмотря на эффект от кризиса 2008 года - в 2000 – 2012 гг. составлял значительно более высокие, чем сейчас 9,1% год к году. Основная причина спада, как представляется, заключается в резком ужесточении внутренних монетарно-бюджетных условий начиная с 2011 - 2012 года. Без решения проблемы стимулирования эконмического роста застой в отрасли продолжится, целевые темпы прироста онлайн продаж снизятся до 5% - 10%, уровня, определенного их текущими показателями", - прокомментировал Александр Осин.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что выручка от продажи лекарств аптеками онлайн в 2019 вырастет на 80%, а оценка этой выручки может вырасти и на 100-120%, поскольку кто-нибудь из измерителей может найти способ оценить продажи лекарств универсальными Интернет-магазинами. В дальнейшем можно ожидать сохранения темпов прироста рынка на уровне 30-50% в течение трёх-пяти лет. Факторов роста по меньшей мере четыре. Во-первых, увеличение доли старших поколений в Интернете. Во-вторых, увеличение среднего возраста россиян в целом. В-третьих, увеличение стажа использования Интернета потребителями, врачами и фармацевтами, для которых постепенно будет создана онлайн инфраструктура. По мере развития телемедицины, вместе с консультацией специалиста пациент будет получать и ссылку на лекарство, которое следует отправить в корзину.  Наконец, аптеки под давлением универсальных торговых сетей будут переводить бизнес в онлайн, специализируясь на менее "ходовых" видах лекарств и стараясь обслуживать выделенные сегменты потребителей", - считает Леонид Делицын.